Татьяна Сорока
Консультация для родителей «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование чистой и правильной речи ребёнка – это сложный и длительный процесс. Ребёнку нужно научиться воспринимать обращённую к нему речь, управлять своими органами артикуляции, полноценно общаться с окружающими. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее взаимоотношения с людьми, поведение. И наоборот, неясная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с окружающими.
Темочки:
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Дети, имеющие недостатки речи, становятся застенчивыми, замкнутыми и даже раздражительными. У них может наблюдаться агрессия по отношению к сверстникам и взрослым. Чем раньше мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.
Воспитание звуковой культуры речи – одна из важных задач развития речи в детском саду. Звуковая культура речи закладывается в период, когда ребёнок учится разговаривать. В возрасте от 3 до 7 лет дети осваивают произношение, наполняют лексический запас, осваивают грамматический строй устной речи, учатся связно высказываться. Правильное звукопроизношение формируется у ребёнка в основном к 5 годам. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков должно быть закончено в дошкольном возрасте. Вовремя неисправленные звуки в дальнейшем требуют больших усилий и более длительного времени их исправления. Недостатки произношения, могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и т. п.
Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков, но необходимо помочь детям овладеть правильным речевым дыханием, чётким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучать детей говорить не торопясь, интонационно-выразительно.
С самого рождения дети должны слышать ласковую, но при этом правильную речь с точки зрения произношения и грамматики. Ребёнок овладевает речью по подражанию и начиная с трёхлетнего возраста повторяет за взрослыми слово за словом. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, чётко произносили все звуки и слова. При общении с ребёнком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя произносить слова искажённо, употреблять усечённые слова или звукоподражания, сюсюкать, подстраиваться под детский лепет. Это будет только тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарём. Так же не способствует развитию речи ребёнка частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Если ваш ребёнок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не нужно его передразнивать, смеяться над этим или наоборот хвалить. В произношении трудных звуков, необходимо систематически тренироваться, чтобы предупредить возможные речевые нарушения.
Некоторые недостатки в речи детей возможно устранить только с помощью специалиста – логопеда. Но есть и такие недостатки, которые родители могут легко и доступно устранить сами. Когда ребёнок неправильно произносит тот или иной звук, его нужно поправлять. Но к исправлению речевых ошибок надо подходить правильно и очень осторожно. Нельзя ругать ребёнка за плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Это часто приводит к тому, что ребёнок вообще отказывается говорить и замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно доброжелательным тоном, не стоит повторять неправильно произнесённое ребёнком слово, а лучше сказать как нужно правильно.
Читая с ребёнком книгу или рассматривая иллюстрацию, родители предлагают ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание прочитанного, ответить, что изображено на картине. Дети выполняют это задание, но допускают речевые ошибки. В таких случаях не следует перебивать ребёнка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки и дать образец для подражания.
В семье для ребёнка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сёстрами, получая от них не только новые знания, но и обогащали свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить слова и звуки. Так же родителям следует ориентироваться на возрастные нормы формирования чистого произношения.
В 5 лет ребёнок должен научиться произносить все звуки. Приближаясь к этому возрасту необходимо стимулировать у ребёнка развитие слухового внимания. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребёнком речью в правильном и своевременном усвоении звуков. Когда ребёнок слышит речь, отдельные слова и звуки, он начинает и сам произносить их. Необходимо оберегать слух ребёнка от постоянных сильных звуковых воздействий (включённые на полную громкость магнитофон, телевизор, а при заболеваниях органов слуха, своевременно их лечить.
Чтобы предупредить дефекты речи, важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, устранять дефекты, лечить зубы, своевременно обращаться за советами к стоматологу. Родители должны беречь ещё не окрепший голосовой аппарат ребёнка, не допускать чрезмерно громкой речи (особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронические заболевания носоглотки.
Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении ребёнка в школу. Важное значение имеет правильное и чистое произношение звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной. Дети с дефектами в произношении не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на данный звук.
В каких случаях необходимо обращаться к логопеду?
1год – если ребёнок до года наблюдался у невропатолога,
2 года – если в речи ребёнка присутствует менее 10 слов,
3 года – если в речи отсутствует фраза, речь абсолютно непонятна для окружающих,
4 года – если нарушено произношение многих звуков,
5, 6 лет – нарушено произношение, ребёнок неправильно строит предложения, не может составить рассказ по картинке, с трудом заучивает стихи, плохо запоминает буквы.
Для воспитания звуковой культуры речи типичны следующие методы:
- дидактические игры,
- подвижные или хороводные игры с текстом,
- дидактические рассказы с заданиями (повторять слова с трудным звуком, менять тембр голоса, темп,
- заучивание и повторение скороговорок, чистоговорок.
Игры, стихи, упражнения служат для выработки правильного произношения, помогают размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова, развивать мелкую мускулатуру пальцев, что способствует подготовке руки ребёнка.
Основой для звукопроизношения является артикуляционный аппарат. Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики:
- проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно (чтобы закреплять навыки,
- каждое упражнение выполняется по 5 – 7 раз,
- артикуляционную гимнастику выполняют сидя (тело расслаблено, спина прямая, руки и ноги в спокойном положении,
- во время гимнастики лучше находиться перед зеркалом,
- начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Рекомендации и речевое развитие у детей 4-5 лет (средняя группа)
1. Звукопроизношение : допустимо нечёткое произношение звуков Р, Л. Остальные звуки на данном возрастном этапе должен произносить верно. Рекомендации:
а) выполнять артикуляционную гимнастику (гимнастика для губ и языка) : «Улыбка», «Трубочка» - губы в улыбочке, затем вытягиваем в трубочку, «Лошадка» - цокать язычком, тянуть подъязычную связку, «Часики» -кончик языка переводить из одного уголка рта в другой, «Лопаточка» - положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать 5 секунд, «Качели» - открыть рот, упираться языком то в верхние, то в нижние зубы.
б) для развития артикуляционных мышц (языка и губ) давать твёрдую пищу в) массаж языка с помощью зубной щётки или силиконового напальчника г) развивать речевое дыхание (дуть в дудочку, свисток, губную гармошку)
2. Развивать фонематический слух:
а) учить на слух различать и называть слова, на определённый звук, б) определять и называть местоположение предмета (слева, справа, около, между, рядом)
3. Лексико-грамматическое развитие:
а) ребёнок должен активно употреблять слова, которые обозначают эмоциональное состояние (сердитый, печальный, грустный, весёлый,
б) понимать и употреблять слова антонимы: - скажи наоборот (большой, горячий, новый, весёлый, молодой, мягкий, - сравнивать два предмета (длиннее-короче, шире-уже, выше-ниже, толще-тоньше, одинаковые, - освоение понятий, имеющих общие признаки (посуда, обувь, игрушки, мебель, цветы, деревья, птицы, домашние, дикие животные)
в) осмысленно употреблять в речи предлоги (в, на, за, под, над, около, между) г) употреблять в речи наречия (рядом, близко, сзади, слева, сбоку) д) употреблять формы повелительного наклонения глаголов, несклоняемых существительных (какао, пианино, пальто) е) разбирать происхождение сложных слов (молоковоз - возит молоко, снегоход - ходит по снегу) ж) постоянно задавать вопросы, требующие ответа - константы (Что? Где? Какой) и ответа - размышления (Как? Зачем? Почему)
4. Связная речь: описание предметов, составление рассказов по сюжетным картинкам
5. Формирование математических представлений: считать до 5, развивать представления о геометрических фигурах, учить соотносить форму предмета с геометрическими фигурами
6. Ориентировка в пространстве и во времени (вперёд-назад, вверх-вниз, передо мной, далеко-близко, утро-день-вечер-ночь)
7. Ежедневное чтение детям. Одно и то же произведение читать можно несколько раз, задавать вопросы, побуждающие детей объяснять.
Рекомендации и речевое развитие у детей 5 - 6 лет (старшая группа)
1. Звукопроизношение : звуковая сторона речи должна быть полностью усвоена к 6 годам. Если ребёнок выговаривает ни все звуки, необходимы занятия у логопеда.
а) выполнять артикуляционную гимнастику б) давать твёрдую пищу в) массаж языка г) развивать речевое дыхание
2. Грамота: формировать навыки слогового чтения
а) умение выкладывать из цветных фишек и букв прямые и обратные слоги
б) умение выкладывать из букв и читать слова
в) постепенное усвоение терминов: звук, буква, слог, слово, гласный-согласный звук
г) членение слов на слоги
д) выделение из слов ударных и безударных гласных е) звуки гласные-согласные
3. Высокий уровень развития лексики: в речи детей появляются синонимы, антонимы
Можно использовать следующие игры:
А. «Скажи наоборот» - большой, горячий, весёлый, здоровый, мягкий…
Холодно, далеко, впереди, высоко…
Б. Определи, о ком можно сказать: храбрый-трусливый (лев-заяц, большой-маленький (слон-мышь, хитрая-глупый (лиса-волк…
В. Образование прилагательных от имё н существительных: перчатки из кожи – кожаные, из шерсти – шерстяные, из меха – меховые, ваза из хрусталя – хрустальная, стакан из стекла – стеклянный…
Г. Образование притяжательных прилагательных: у лисы голова – лисья, у собаки – собачья, у оленя – оленья, у верблюда – верблюжья, у белки – беличья…
Д. Подбор родственных слов: река-речка-реченька-речной, лес-лесок-лесочек-лесной, ёлка-ёлочка-елочная-еловая
4. Используют прилагательные в разных степенях сравнения: лёгкий-полегче-самый лёгкий, обозначают оттенки цветов: сиреневый, малиновый, тёмно-серый, упражнять в подборе существительных к прилагательному: белый снег, сахар, лист, мел)
5. Возрастает употребление в речи глаголов :
а) птицы, бабочки, мухи, комары – летают, змеи, черви, гусеницы – ползают
б) с использованием картинок (действия одного и того же животного) – собака спит, сидит, бежит, лает, играет, рычит…
в) назови правильно голос каждого животного: корова – мычит, свинья – хрюкает, тигр – рычит, змея – шипит, лягушка – квакает…
г) образование глаголов при помощи приставок: человек в дом входит, из дома выходит, дорогу переходит, дом вокруг обходит, в дом заходит, (змея – вползает, птица – перелетает, волк – забегает…
6. Уметь согласовывать слова в предложениях:
а) существительные с числительными (трое ребят, пять яблок)
б) употребление имён существительных в именительном падеже, в единственном и множественном числе: стол-столы, дом-дома, лист-листы, мяч-мячи…
в) учить употреблять слова, обозначающие расположение предметов: (слева от, справа от, около, выше, ниже, между, рядом)
г) употребление имён сущ-го в винительном падеже, в единственном и множественном числе: вижу стол, столы, мяч, мячи, дерево, деревья…
д) ориентировка во времени: знать части суток (утро, день, вечер, ночь, дни недели, и связывать их с порядковым номером.
7. Развитие связной речи :
- закончи фразу (в лесу растут г… и я, зимой на улице х, а летом ж)
- составь словосочетание (стакан –молоко, чай, сок, стакан чая, молока, сока) - составь предложение из слов (снежинки, падать, лёгкие, кружиться)
- занятия по пересказу: текст прочитывается дважды в медленном темпе, при повторном чтении используем приём завершения детьми предложений, разбор содержания в вопросно-ответной форме
- составление рассказа по картинке, по серии картинок 3-6, сочинить концовки к сказкам
- учить отвечать на вопросы в краткой и распространённой форме
8. Ежедневно читать художественную литературу, задавать вопросы побуждающие к пересказу.
Рекомендации и речевое развитие у детей 6-7 лет (подготовительная группа)
1. Звукопроизношение : звуковая сторона речи должна быть полностью усвоена к шести годам, если ребёнок выговаривает ни все звуки, необходимы занятия у логопеда:
а) выполнять артикуляционную гимнастику
б) для развития артикуляционных мышц (мышцы языка, губ) давать твердую пищу
в) массаж языка
г) развивать речевое дыхание, учить и проговаривать скороговорки.
2. Называет свое имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих родителей. Знать дату рождения.
3. Называть свой адрес, дом, квартиру, улицу, город (село, столицу, страну, телефон, последовательность времен года, частей суток, дней недели, название месяцев.
4. Отличать домашних, диких животных, птиц, насекомых. Различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный). Определять материал из которого сделан предмет: ткань (ситец, сатин, капрон, драп, трикотаж и т. д., серебро, алюминий, железо, дерево (фанера, доска, бревно, искусственные материалы (пластмасса, полиэтилен, пластик и т. п.)
5. Отличать садовые цветы от полевых, деревья от кустарников.
6. Знать и называть все явления природы, знать о сезонных изменениях в природе.
7. Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д.
8. Ориентировка в пространстве:
- учить детей ориентироваться на плоскости (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.)
- познакомить с тетрадью, страницей, клеткой, строчкой, столбцом
- правильно употреблять в речи указания направлений (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем, (правом нижнем) углу, за перед, между, рядом и др.)
9. Учить пользоваться в речи словами-понятиями : сначала, потом, до, после, раньше, позже (позднее, в одно и то же время.
10. Различать жанры литературных произведений; аргументировать свой ответ. (сказка, стихотворение, рассказ, называть любимые сказки и рассказы
11. Усвоение термина предложение: - составлять предложение из 3, 4 слов
- определять количество предложений в рассказе до 4.(вниманию предлагаются предложения без союзов)
- учиться вычленять предлоги в предложении
- называть в последовательности слова в предложении
- учить детей на слух определять количество предложений в рассказе. (до 4х).
12. Должен знать, что речь состоит из слов: называть слово, которое обозначает предмет, действие, цвет, размер, направление
13. Большое значение в подготовке детей к обучению грамоте занимает ознакомление со слоговым строением слова. Ребенок должен знать, что слог это часть слова. Определять сколько слогов в словах.
14. Дети к школе должны быть знаком с термином звук речи. Слово состоит из звуков. Звуки бывают гласные, согласные. Согласные бывают твердые, мягкие, звонкие, глухие. Гласные простые (а о у ы э и, сложные (я е ё ю). Определять место звука в слове. Находить слова с определенным звуком, из нескольких слов и в предложении.
15. Употреблять синонимы, антонимы.
16. Для развития связной речи можно использовать следующие задания:
а) закончи фразу: На клумбе выросли красивые ц… Молотком забивают г…. В саду растут… .
б) составь словосочетание: Стакан, кефир – стакан кефира. Пакет, молоко-пакет молока.
Придумай предложения с данными словосочетаниями: Мама купила…пакет молока. Катя пьет стакан сока.
в) составление предложений по данным словам. Медведь, мед, сладкий, любит. Под, ноги, скрипит, снег, белый. Сосну, на, Петя, прибить, кормушка.
г) занятия по пересказу:
д) составление рассказа по картинке, по серии картинок 3-6, сочинять концовки к сказкам.
е) учить детей отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно подбирая слова по смыслу.
Обучение рассказыванию с элементами творчества:
1. Рассказывание по аналогии с вспомогательной сюжетной схемой:
В выходной день наша семья (папа, мама, я и брат) отправились (на дачу, рыбалку.). Папа взял с собой, мама…., а я захватил с собой…. Мы ехали на (поезд, машина). Там…очень красиво. Рядом есть (лес, озеро, река). Мы ходили в на… за (Что было дальше…Домой мы вернулись… Мне очень понравилось на / в…. (Дети заканчивают предложения. Затем педагог объединяет их высказывания в законченный текст, который используется как образец для составления своих вариантов рассказа.
2. Составление продолжения незавершенного рассказа (читаем начало рассказа далее просим ребенка завершить рассказ.)
17. Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения.
18. Составлять рассказ из опыта, о предмете, по сюжетной картине, набору картин. Учатся сочинять сказки.
19. Ежедневно читать литературу (сказки, рассказы, стихотворения) детям. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам). Задавать вопросы побуждающие ребенка к пересказу.