Паршенкова Светлана Юрьевна
Консультация для родителей «Воспитание вежливости»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание вежливости — важная часть детской социализации.
Научить своих детей вежливости – задача родителей. И начинать это процесс надо как можно раньше. И тут важно не только учить говорить правильные слова и выполнять правильные действия, но и самому быть на высоте в этом вопросе.
Взрослым придется проявить максимум терпения и любви, чтобы "не навредить". Ведь вежливость предполагает уважение к другим людям, и нельзя этому искусству научиться из-под палки
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание вежливости“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Вежливость. Консультации для родителей
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Если ребенок живет и растет в условиях, где вежливость в определенном смысле образ жизни, то по большому счету его и учить-то этому не надо. Он всё будет впитывать с молоком матери. А если родители говорят одно, а сами делают совершенно другое, то ничего хорошего из такого воспитания не выйдет. Согласитесь, странно выглядит, когда взрослый просит малыша не ругаться, а сам обзывает ребенка глупым (бывают и крайне грубые оценочные выражения) – а такое, к сожалению, встречается часто.
Так что же собственно необходимо делать, чтобы научить ребенка вежливости?
Во-первых, быть для ребенка в этом вопросе примером. Ребенок никогда не поймет, что нужно подумать о других, если он видит, что родители совершенно не принимают других людей (или его самого) в расчет.
Во-вторых, необходимо обучать ребенка вежливости последовательно, шаг за шагом.
В-третьих, не забывать напоминать ребенку о смысле вежливости, а главное о пользе, которую она приносит. Ведь в цивилизованном мире жить приятнее, чем в дикости. «Поступай в другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой».
В четвертых, следите за тем, чтобы ребенок в повседневной жизни соблюдал эти правила: и дома, и за его пределами.
Ребенку какое-то время достаточно базовых ориентиров, после которых он уже и сам поймет: быть вежливым – хорошее и приятное дело
Чему же стоит научить ребенка, чтобы он уверенно чувствовал себя в любой ситуации?
Вот несколько простых истины, которые хорошо знакомы взрослым, но детям нужно объяснять и демонстрировать их на личном примере – только так они запомнят правила:
-Здороваться и прощаться (со сверстниками и со взрослыми).
- Говорить "спасибо" и "пожалуйста".
- Культурно вести себя за столом, научиться правильно пользоваться столовыми приборами.
- Не говорить с полным ртом, пользоваться салфеткой во время еды.
- Не тянуться через весь стол за едой, а попросить тех, кто сидит рядом, передать блюдо.
- Не перебивать того, кто говорит (особенно старших). А если все же надо что-то важное и срочное сказать, то начать следует с извинений: "Простите, что перебиваю, но…".
- Не брать без спросу чужие вещи.
- Не говорить грубых, бранных слов.
- Никого не дразнить и не обзывать.
- Просить прощения, когда ситуация того требует.
- Прикрывать рот ладошкой при чихании и кашле, не высмаркиваться публично и не залезать пальчиками в нос.
- Предлагать свою помощь, когда это требуется.
- Спрашивать разрешения у взрослых в определенных ситуациях.
- Стучаться в закрытые двери и входить только после ответа.
- Не оценивать вслух человека относительно его внешних данных (исключения составляют положительные оценки, но и с ними нужно проявлять такт и деликатность).
- Не расталкивать людей локтями при входе, например, в общественный транспорт.
- Поддерживать разговор, когда собеседник спрашивает: "Как дела?". Ребенка нужно научить тому, что этот вопрос уместно задавать друзьям и близким, и что он не требует слишком подробного ответа. Затем, из вежливости, нужно поинтересоваться, как дела у приятеля.
- Показать азы телефонного этикета: здороваться и прощаться, а когда сам ребенок звонит кому-либо, нужно представляться и уточнять, удобно ли собеседнику разговаривать.
- Открывать двери перед пожилыми людьми и пропускать их вперед. Мальчикам объяснить, что им следует пропускать вперед девочек и женщин.
- С благодарностью принимать любые подарки.
Не ругайте ребенка, если он не сказал «спасибо» или «пожалуйста». Возможно, малыш растерялся, разволновался и забыл, что нужно делать. Возможно, просто застеснялся и предпочел промолчать. Не называйте ребенка невоспитанным — вешать подобные ярлыки ни в коем случае нельзя. Лучше обсудите ситуацию, выясните причину его поведения и объясните, как следовало поступить.
Ищите примеры в мультфильмах и детской литературе. Детям нужны наглядные ситуации, чтобы лучше понять и запомнить полезную информацию. Смотрите с ребенком мультфильмы, читайте книги с положительными героями. Разбирайте ситуации, в которых эти герои совершают правильные поступки, и обязательно одобряйте их — тогда ребенок поймет, что такие поступки и такое поведение положительно оценивается взрослыми.
Хвалите ребенка, когда он демонстрирует свои навыки вежливости. Открыл дверь человеку с тяжелой сумкой, без напоминания поздоровался с воспитателем или предложил другу свою игрушку — обязательно отметьте этот поступок и похвалите.
Разучивайте стишки с вежливыми словами. Дошкольники гораздо быстрее запоминают информацию, если представить ее в игровой форме.
Развивайте в ребенке искренность и эмпатию. Умение сопереживать — качество, которое сегодня особенно ценится. Если малыш сочувствует своим товарищам и членам семьи, радуется их успехам и не стесняется проявлять эмоции, то и понять важность такого качества, как вежливость, не составит труда.
Помните, что воспитывая в своем ребенке самые лучшие качества, из него вырастит образованный и культурный человек.