Влада Владимировна Малюхова
Консультация для родителей «Воспитание у ребёнка доброты средствами художественных произведений»
▼ Скачать + Заказать документы
Детская литература, как народная, так и авторская, как правило, вся пронизана идеями гуманизма, нравственности, добра. Но преподносится это всё без морализаторства, без нравоучений, в легкой, эмоциональной форме. Взять, к примеру, русские народные сказки. В них всегда зло остается наказанным, добрые персонажи находят свое счастье. Таким образом до детей доносится мысль о том, что злоба разъедает душу, делает человека несчастливым, что из-за злобы невозможно увидеть прекрасное. А доброта, наоборот, помогает преодолевать трудности, находить верных друзей, которые придут на помощь. Малые жанры русского фольклора, обращенные к детям, так же наполнены добром, светом. Потешки, пестушки, колыбельные, прибаутки, загадки – всё это несет в себе любовь к детям, показывает доброе, нежное отношение взрослых и тем самым формирует ответные добрые чувства в детях.
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание у ребёнка доброты средствами художественных произведений“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Консультации
- Консультации для родителей
- Темочки
Авторские произведения, ставшие классикой детской литературы, не случайно получили такое признание. Такие произведения разошлись по всему миру на разных языках и везде, во всех уголках мира получили отклик в душах юных читателей. Во всем мире известны сказки Пушкина, Бажова, Андерсена, Линдгрен, Перро, Киплинга, Уайльда и других писателей со всего мира. Не только сказки, но и рассказы, стихи разных писателей составляют золотой фонд детской литературы. Конечно же, знакомя детей с произведениями детской литературы, взрослые обращаются в первую очередь к отечественным авторам. И это понятно – ведь в таких произведениях отражена та жизнь, та действительность, тот менталитет, который окружает ребенка повседневно.
Одним из таких авторов является Агния Львовна Барто. Все мы с детства знаем стихи про мишку, которого уронили на пол, про Таню, уронившую в речку мячик, про зайку, которого бросила хозяйка и другие стихи из цикла «Игрушки». Казалось бы, одно маленькое четверостишие. А сколько в нем любви, заботы, добра! Без всяких нравоучений, на эмоциональном уровне ребенок чувствует сострадание к зайке и осуждает нерадивую хозяйку; радуется, что мишку не бросили, советует пришить ему лапу; помогает утешить маленькую Таню, подсказывает, как можно вытащить из речки мячик. В стихах для детей постарше предлагаются уже другие ситуации – про Катю, ждущую урожая на скамейке, про жадного Егора, ждущего от праздника только подарки, про Вовку – добрую душу, про сорок внучат, помогающих бабушке в огороде. В произведениях Барто даны и положительные, и отрицательные примеры. Однако сатира писательницы остается мягкой, беззлобной. Есть в творчестве писательницы и произведения, не несущие определенных указаний на то, что хорошо, а что плохо, как, например, в циклах «Младший брат», «Твой праздник» («Машенька», «Машенька растет»). Но лиричность этих стихов, понятная детям, сама по себе воздействует на ребенка, учит по-доброму воспринимать мир, находить радость в повседневном окружении.
Творчество другого писателя и педагога, Василия Сухомлинского, также не оставляет детей равнодушными. Малыши знакомятся с его сказками, дети постарше – с рассказами и стихами. Всё творчество Сухомлинского, отдавшего сердце детям, пронизано любовью, добром, гуманизмом. Конечно, основная часть его творчества будет доступна школьникам, но и старшие дошкольники вполне могут понять основную мысль таких рассказов, как «Именинный обед», «Кто кого ведет домой», «У каждого свое счастье», «Самые ласковые руки», «Седьмая дочь» и другие. В короткий рассказ Сухомлинский вкладывает огромный смысл, дающий много тем для размышления. Своим творчеством педагог и писатель очень нежно прикасается к детским душам, ненавязчиво показывает что хорошо, а что плохо.
Из современных авторов хочется отметить писателя и педагога Владимира Степанова. Его небольшие, но очень живые стихи и сказки нравятся детям, они понятны и доступны, они легки и игривы. С первого взгляда может показаться, что произведения этого автора слишком просты, к серьезной литературе не имеют отношения, не прививают детям литературного вкуса. Однако именно такие произведения могут стать для маленького читателя первой ступенькой в мир литературы. Легкие, небольшие по объему, зачастую написанные с добрым юмором, понятные малышам, они вызовут у детей интерес к книге и чтению в целом. Сюжеты его произведений добрые, милые, легко читаются и легко воспринимаются, запоминаются детям. Такие произведения, лишенные агрессии и нудного морализаторства, показывающие детям красоту окружающего мира, рассказывающие о дружбе и взаимопомощи, несомненно, послужат формированию у детей доброты.
Можно еще очень долго разбирать творчество детских писателей, как отечественных, так и зарубежных, и в каждом находить истоки добра, мудрости, примеры для подражания и воспитания детей. Творчество абсолютно каждого известного детского писателя заслуживает отдельного внимания. И в рамках данной статьи просто невозможно разобрать творчество каждого. Однако, несомненно, детская литература будет огромным подспорьем в воспитании детей как для родителей, так и для педагогов. И подбирать литературные произведения взрослые будут с учетом своих предпочтений, интересов, воспитательных целей. Задавшись целью сформировать у дошкольника доброту, можно использовать в большей степени творчество какого-то одного писателя, а можно использовать произведения разных писателей, освещающих одну и ту же проблему. В любом случае при целенаправленной работе результат будет, поскольку детская художественная литература, на наш взгляд, является вторым фактором по значимости и силе воздействия на ребенка после личного примера взрослого.