марина ситникова
Консультация для родителей «Воспитание у дошкольника нравственно-волевых качеств»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКА НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ»
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно - волевых качеств : самостоятельности, настойчивости, ответственности.
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание у дошкольника нравственно-волевых качеств“» размещена в разделах
Формирование нравственно - волевой сферы - важное условие всестороннего воспитания личности ребёнка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно - волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.
Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности, неуверенности в своих силах, низкой самооценке, эгоизма
Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач.
Известно стремление дошкольников к самостоятельности. Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой ребёнок проявляет своё отношение к окружающим. Это не только выполнение поручений взрослого, но и его деятельность по самообслуживанию. Ребёнок ещё не осознаёт, что первая его деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи, не затруднять других людей заботой о себе. Ребёнок ещё не понимает, что тем самым он проявляет заботу о них. Такой мотив труда дошкольника формируется только под воздействием взрослого. Овладение навыками самообслуживания позволяет ребёнку оказывать реальную помощь другим детям, требует от него усилий для достижения нужного результата и способствует выработки настойчивости.
Таким образом, овладение дошкольниками навыками самообслуживания – эффективное средство воспитания таких нравственно - волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость.
С появлением новых видов труда у дошкольников расширяются возможности их использования в нравственном и волевом воспитании. В любом виде труда есть реальная цель, достижение которой требует последовательности действий, приложения усилий для достижения результата. В труде имеются условия, обеспечивающие необходимость приложения ребёнком усилий, проявления настойчивости. Значимость труда воспитывает у него чувство ответственности.
Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребёнка – дошкольника к труду.
В семье нравственный смысл и цель труда для дошкольника особенно наглядные. Трудовые поручения, которые ребёнок выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их выполнения более очевидна. Ребёнок наглядно убеждается в значимости своего труда для семьи. Особое влияние оказывает труд взрослых в семье.
МОТИВЫ ТРУДА В СЕМЬЕ:
-любовь к родителям и другим членам семьи; желание позаботиться о них, помочь, доставить им удовольствие;
-стремление общения с ними: «Люблю с папой вместе делать что – то» или «Мне с мамой весело трудиться»
В семье дети часто занимаются теми видами труда, которые мало распространены в детском саду: стиркой белья, мытьё посуды, приготовление пищи, покупка продуктов.
Недостаточное развитие у детей нравственно – волевых качеств, которые проявляются в труде, обусловлено неумением родителей использовать существующие методы воспитания таких качеств, как: самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность.
Как показывают наблюдения и беседы с родителями, стремясь воспитывать эти качества у детей, взрослые используют преимущественно словесные методы. Типичной является злоупотребление отрицательной оценкой, что, по мнению родителей, должно повысить ответственность и старательность у детей, а в действительности часто вызывает лишь негативное отношение к труду.
Отсутствие в современных, особенно городских семьях, потребности в участии детей дошкольного возраста в хозяйственно – бытовом труде приводят к тому, что ребёнок ограничивается трудом по самообслуживанию. Отстранение ребёнка от участия в семейном труде наносит урон его нравственному воспитанию.
Ручной труд - шитьё, вышивание, изготовление поделок из природного материала, ткани – незначительно распространён в семьях, даже меньше, чем бытовой. Этот вид труда посилен ребёнку, привлекателен для него, результат его более долговечен. Ручной труд требует от ребёнка проявления старательности, инициативности и других нравственно – волевых качеств.
Влияет на развитие личности ребёнка труд по уходу за комнатными растениями и животными. К сожалению, очень часто за ними осуществляют уход взрослые, так как не доверяют детям. Но этот вид труда воспитывает не только гуманные качества – доброту, любовь и бережное отношение, но и волевые качества – ответственность, самостоятельность.
Таким образом, эти виды труда наиболее распространены и всегда направлены на удовлетворение потребностей не только ребёнка, но и членов семьи.
Используя труд в качестве средства нравственного воспитания, родителям необходимо анализировать мотивы, побуждающие ребёнка выполнять данный вид труда.
Создать наиболее действенный мотив – значит вызвать у него волевые усилия, направить их на те цели, достижение которых взрослый считает полезным для нравственного развития ребёнка
Формирование нравственных мотивов труда ребёнка в семье возможно в том случае, если дошкольник видит значимость своего действия. Содержание труда ребёнка не должно быть нарочно придуманным.
Взрослые члены семьи должны вносить в трудовую деятельность ребёнка нравственные мотивы : оказывать помощь, проявлять внимание, сочувствие, заботу; связывать эти мотивы с целью деятельности различными методами закреплять эту связь, вызывая у ребёнка стремление, качественно довести начатое дело до нужного результата.