Богатова Елена
Консультация для родителей «Воспитание навыков самообслуживания у детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Младший дошкольный возраст – особый период в жизни ребёнка. В
возрасте 3-4 лет у ребёнка начинает складываться сознательное
управление своим поведением. Значительно повышается активность, а
стремление к самостоятельности становится основной характеристикой
возраста. «Я сам! Я хочу! Я умею! Я тоже буду» - ребёнок начинает
верить в свои возможности.
Основы навыков самообслуживания закладываются именно в возрасте 3 -
4 лет.
Что такое вообще, эти навыки самообслуживания?
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание навыков самообслуживания у детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие навыков самообслуживание. Консультации
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Самообслуживание - это начало трудового воспитания дошкольника,
умение выполнять элементарные бытовые действия: самостоятельно
одеться, раздеться, помыть руки, самостоятельно есть, прибирать игрушки.
Самообслуживание играет важную роль в развитии ребёнка, так как
способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой
самый большой шаг на пути к его независимости.
К сожалению, в последнее время все больше родителей чересчур опекают
своего ребенка. Они спешат прийти на помощь или сделать всё за ребёнка
сами, считая, что их он ещё маленький или просто торопясь куда-либо
(утром на работу, вечером – домой или по делам). Это приводит к тому,
что у ребёнка не развивается самостоятельность, и он всё время будет
надеяться на других.
У родителей, чрезмерно опекающих своих детей и делающих за них то,
что они должны учиться делать сами, дети вырастают беспомощными,
неподготовленными для жизни в коллективе. Довольно часто
оказываешься свидетелем того, как ребенок 3,5-4 лет сидит посреди горы
своих вещей и не знает, или даже не задумывается, с чего ему начать
одеваться, в какой последовательности следует это делать. Он просто
бездействует. А между тем при правильном подходе дети в 3-4 года могут
во многом быть самостоятельными.
Дети младшего возраста способны:
Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо не разбрызгивая воду; правильно
пользоваться мылом;
Не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания
вешать его на отведённое место.
Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду
снимать надевать, складывать, вешать, вывёртывать на лицевую сторону,
пуговицы застёгивать, расстёгивать.
Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.
Пить из чашки, есть, хорошо пережёвывая пищу, с закрытым ртом.
Правильно пользоваться ложкой (к концу четвёртого года жизни -
салфеткой).
Убирать после игры на место игрушки, книжки.
Воспитание навыков самообслуживания у детей - это длительный процесс, требующий от взрослых большого терпения.
Советы для обучения самостоятельности:
1. Хвалите ребенка. Если вы довольны поступком ребенка, лучше сказать
ему не просто, что он хороший, а, что очень довольны тем, как сегодня он
сделал то-то и то-то.
2. Не делайте за ребенка то, что он способен выполнить сам.
3. Любое обучение не терпит спешки. Поэтому, если вы действительно
торопитесь, займитесь обучением в другое, более спокойное время.
Атмосфера должна быть доброжелательной.
4. Постарайтесь избегать оценок и сравнений с другими детьми. Сравнивать
можно только с его собственными достижениями.
5. Дети ведут себя так, как мы им внушаем. Поэтому если малышу говорить,
что, у тебя всё получится, ты справишься - ребенок будет настроен на
успех.
6. Единство требований взрослых (и дома и в саду).
7. Личный пример – имеет громадное значение в обучении
самостоятельности!
8. Работа должна быть по силам малыша!
Помните, что труд должен приносить радость ребёнку. Поэтому не надо
упрекать ребёнка в медлительности и небрежности. Это может вызвать
отрицательное эмоциональное состояние, и повлечь за собой нежелание
принять участие в труде в следующий раз.
Важно, чтобы с раннего детства ребёнок усвоил, что работать трудно, но
необходимо.
И только от нас с Вами, взрослых, зависит, станет ли ребёнок умелым, самостоятельным.
Спасибо за внимание!