Инна Хамула
Консультация для родителей «Воспитание доброты»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитываем в детях гуманное отношение к окружающему миру.
Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего возраста. Главное в это время - проявлять по отношению к ре-бенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку, покормил птичку, обучать способам выра-жения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, по-прощаться, поздороваться и т. д.). Нельзя разрешать ребенку проявлять недоброжелательность по отношению к взрослым, детям, животным, и тем более подкреплять эти действия положительной оценкой (малыш бьет ма-му по лицу, а та радуется и смеется). Ребенок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого, он как бы «прощупывает» правильность сво-его поведения через эту оценку и быстро усваивает, что вызвало положи-тельную реакцию, а что — отрицательную.
Темочки:
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выпол-няются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Причем малыш не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не относит.
Усвоив норму, ребенок, прежде всего, начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение норм сверстником, чем самим собой. Очень часто он правиль-но оценивает выполнение нравственных норм товарищами и ошибается в отношении себя. Стремление утвердиться в знании нравственной нормы приводит к появлению особых высказываний в адрес взрослых - «жалоб-заявлений», которые содержат сообщения о нарушении правил кем-то из детей. Ребенок, обращаясь ко взрослому, хочет утвердиться в том, пра-вильно ли он понимает норму или правило. Постепенно, оценивая сверст-ника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товарищами, малыш подходит к реальной самооценке
Для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют со-циальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом: «Нельзя обманывать взрослых», «Маленьких нельзя обижать» и т. д. То есть дети констатируют, что можно делать, а что нельзя. О сфор-мированности понимания нравственной нормы можно говорить в том слу-чае, если ребенок объясняет, почему норму необходимо соблюдать.
Учите детей доброте всегда и везде. Даже сказанное невзначай слово будет услышано. Во время совместной прогулки не забывайте посмотреть по сторонам, подметить красивое, интересное. Всегда есть что-то, достой-ное внимания, а возможно, и сочувствия. Не ленитесь объяснить ребенку, почему вы сочли нужным проявить участие или сочувствие. Видя ваше бе-режное отношение к окружающему миру, ребенок впитает его так же есте-ственно, как материнское молоко. И это обернется пользой, прежде всего, для Вас самих.
Но бывает и так, что взрослые вкладывают всю душу, чтобы пере-дать ребенку свои чувства, а ребенок остается безучастным к красоте окружающего. В таких случаях надо предлагать ему самому высказаться, чтобы понять, чувствует ли он красоту, каково его образное восприятие. Мальчик видит ландыш и кричит: «Мама, посмотри, какой ландыш!» — «Какой же?» — спрашивает мама. «Нежный, душистый». И мама вспоми-нает стихотворение Е. Серовой «Ландыш» :
Родился ландыш в майский день, и лес его хранит;
Мне кажется, его задень — он тихо зазвенит.
И этот звон услышат луг, и птицы, и цветы.
Давай послушаем, а вдруг услышим, - я и ты?
Вкладывая в юного человека понятия добра и зла, невозможно обой-тись без художественной литературы. Она – важное подспорье на этом пу-ти. Во время чтения книги ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и не-удачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать челове-ческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формиро-ванию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.
Чувства ребенка необходимо укреплять, развивать. Для этого можно подобрать близкие по содержанию художественные произведения, напри-мер рассказ В. Осеевой «Почему?» и аналогичный ему по содержанию рассказ Н. Носова «Карасик». В обоих рассказах описываются душевные переживания мальчиков, связанные с тем, что по их вине в одном случае собака, в другом — котенок должны понести незаслуженное наказание, и с тем, что они обманули мам. На занятии целесообразно беседовать сразу о двух произведениях, формируя у детей сравнительную оценку образов, поступков героев. Постепенно ребенок научится сравнивать не только по-ступки литературных героев, но и свои, а также поступки сверстников. Учитывая, что дети уже знакомы с рассказом Н. Носова «Карасик» и, сле-довательно, уже должны были осознать подобный ход событий, содержа-ние вопросов к ним по рассказу В. Осеевой «Почему?» меняется. Теперь воспитатель выясняет умение детей сравнивать, воспринимать в других си-туациях полученные ранее представления; кроме того, ставится конкретная цель: закрепить возникшие у детей чувства и представления о том, что пе-реносить свою вину на другого — это несправедливо, нечестно.
Очень важно донести до сознания детей основную идею произведе-ния. Вопросы должны быть конкретными, лаконичными, сосредоточива-ющими внимание детей на главном. Например, воспитывая у детей любовь к животным, педагог читает рассказ А. Толстого «Желтухин». Чтобы вы-звать сострадание к маленькому скворцу, выпавшему случайно из гнезда, воспитатель задает вопрос : «Какой был Желтухин? Расскажите о нем». Важно, чтобы в ответах детей были отражены беспомощность маленького скворца, страх перед окружающим его миром. Если дети недостаточно эмоционально и полно раскрывают образ Желтухина, педагог помогает: «Вы правильно сказали, что Желтухин — это скворец, что он упал из гнезда и всего боялся. Послушайте, как А. Толстой описывает скворца: «Он с ужасом глядел на подходившего Никиту»; «Весь Желтухин нахох-лился, подобрал под живот ноги»; «Он. забился в угол, на прижатые к земле листья одуванчика»; «У него отчаянно билось сердце». Почему же он всего боялся? Правильно потому, что он был маленький и нуждался в защите. Кто же помог ему?»
Безусловно, один в поле не воин. Хотя усилия воспитателя не прой-дут даром, но если они будут подкреплены сонаправленными действиями со стороны родителей, приятные подвижки в формировании гуманности у детей наступят гораздо раньше.
Беседы с детьми нужно строить так, чтобы этическое представление приобрело для ребенка определенное, яркое, живое содержание. Тогда и чувства его развиваются более интенсивно. Именно поэтому необходимы разговоры с детьми о состояниях, переживаниях литературных героев, животных, коротающих студеную зиму, о ребятах из соседнего двора - о характере их поступков, о совести, о сложности различных ситуаций.
Воспитывая в детях добрые, гуманные чувства, необходимо одно-временно вызывать у них нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодова-ния. Не допускайте и всегда осуждайте проявления жестокости по отноше-нию к любому живому существу, особенно беззащитному. Расскажите, что любое существо природе необходимо, для нее вредных организмов не бы-вает, каждая букашка на счету. Объясните, что нельзя ради забавы (когда речь не идет об угрозе здоровью или жизни) истязать или губить насеко-мых, маленьких животных, растения – тех, кто не в состоянии себя защи-тить от человека. Учите детей пресекать случаи жестокого обращения сре-ди сверстников.
Преимущество искусства как средства воспитания гуманных чувств — в его эмоциональной оценке действительности. Искусство, художествен-ная литература активно воздействуют на чувства и разум ребенка, разви-вают его восприимчивость, эмоциональность. Недостаточное развитие этих качеств психики ребенка приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует усвоенным правилам поведения.
Воспитание художественным словом приводит к большим изменени-ям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него жи-вого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъектив-ный мир. По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные сто-роны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его созна-ние и самосознание, формирует мировоззрение.