Галина Чернова
Консультация для родителей «Влияние музыкальной игры на развитие творческих способностей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Влияние музыкальной игры на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для родителей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкальные игры. Консультации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребё нка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и так далее. В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, к более высокой стадии развития. В этом определении отчётливо показана взаимосвязь обучения и музыкального развития ребёнка. Следует рассматривать музыкальную игру как одно из средств музыкального воспитания. Поэтому музыка сопровождающая движения, помимо её «моторного» характера, должна отличаться художественными качествами. По этим качествам она не должна уступать произведениям, предназначенным для пения и слушания. Основное программное требование музыкальных игр и плясок - научить детей двигаться в соответствии с характером музыки. Чтобы передать характер музыки, нужно не только передать в движении общее настроение (чаще всего весёлое или спокойное, но и отметить в нём некоторые яркие черты, соответствующие наиболее важным элементам музыкальной выразительности (развитию мелодии, темповым, ритмическим, динамическим изменениям, при этом детей учат двигаться, точно «укладываясь» в музыку, выразительно передавать тот или иной игровой образ, изящно выполнять движения. В основном этим умениям можно обучить детей посредством музыкальной игры. Программа воспитания в детском саду предусматривает развитие творческой инициативы, связанной, прежде всего с игровой, и в частности музыкально - игровой, деятельностью. Для решения задачи такой сложности используются игры под инструментальную музыку, богатый возможностями песенно - игровой материал.
Многочисленные наблюдения позволяют с уверенностью говорить о том, что в играх с пением имеют место творческие проявления. Опытные педагоги – исследователи отмечают следующие формы участия детей в музыкально- игровом творчестве :
• внесение новых движений и комбинаций в известную игру с пением;
• импровизационное обыгрывание произведений песенно- игрового фольклора;
• различные композиции игр на основе известной песни.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что игры связанные с определённой тематикой (сюжетом, различными событиями, действиями, интересуют детей. Можно предположить, что игры, сюжет которых продиктован текстом песни или программой музыки, тоже могут интересовать детей, развивая их творческие способности. Во всех играх несомненную роль играет музыка. Она усиливает, эмоционально окрашивает переживания детей связанных с игрой.
Познавательные способности развиваются в процессе музыкальных игр в различных направлениях. В процессе игр дети получают определённые сведения, которые направлены главным образом на ознакомление с окружающей действительностью: с отдельными моментами жизни, с природными явлениями, с животным миром.
Словарный запас детей также обогащается в процессе музыкальных игр новыми словами, терминами. Эти слова относятся к области некоторых явлений действительности, переданных в игре, отражённых в программном содержании музыки.
Эмоциональная сторона личности ребёнка. Ярко выраженные чувства, проявляющиеся в процессе игр, ответственность за каждого участника и за весь коллектив, создание жизнерадостного настроения - всё это способствует развитию у детей эмоций.
Чувство ритма развивается в процессе музыкальных игр в связи с временным ходом музыкального произведения.
Таким образом, общее развитие личности ребёнка является той базой, на которой развиваются художественно – творческие способности, проявляющиеся в эмоциональном переживании музыкальных произведений. К этому виду способностей относятся те из них, которые позволяют воспринимать красивое, гармоническое звучание музыкальных образов, эмоционально на них откликаться. Оценивать их, а в последствии и воспроизводить. У детей дошкольного возраста выявляются эти художественно – творческие способности, если музыкальная деятельность им доступна по материалу и по заданиям.
Эти способности называются художественно – творческими, так как они необходимы для рисования, слушания и выразительного чтения стихов, рассматривания картин, пения песен, слушания музыки, пляски, игры под пение и инструментальную музыку.
К специальным музыкальным способностям относятся те из них, которые особенно ценны для исследуемой деятельности: способность эмоционального отклика на музыку и чувство ритма. Чувство ритма позволяет воспринимающему следовать при восприятии и воспроизведении за развитием музыкальных образов, развитием чувств, переданных в произведении. Временному характеру музыки соответствует и развёртывающаяся во времени музыкальная игра.
Таким образом, обобщая вышесказанное, мы выделим наиболее важные положения:
1. Музыкальная игра является одним из средств, которым можно пользоваться при обучении программным умениям, одной из форм игровой деятельности, которая радует, интересует детей, и, наконец, одним из условий, способствующих развитию художественно - творческих и музыкальных способностей.
2. Музыкальная игра представляет собой активную творческую деятельность детей, направленную на выражение характера музыки посредством движения.
3. Музыкальные игры достаточно разнообразны по своему содержанию, видам, формам. Естественно, что в процессе этой деятельности развиваются разнообразные способности.
Литература:
• Ветлугина Н. А. Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. - М., 1983
• Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб. : Союз, 1997