Екатерина Корукова
Консультация для родителей «Влияние двигательного и сенсорного опыта на психическое развитие ребенка раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Период раннего детства оставляет неизгладимый отпечаток на всю остальную жизнь человека. Мозг трехлетнего ребенка формируется под воздействием сенсорно опыта и двигательной активности. Сенсорные импульсы необходимы для полноценного существования, так как они поддерживают и стимулируют наше тело и нервную систему в течение всей жизни. Без такой питательной среды нервная система не может ни функционировать, ни развиваться. На заре космической эры проводилось много исследований, цель которых - посмотреть, как отсутствие сенсорной нагрузки влияет на органы и систему. Такие эксперименты прекращались уже через 15 минут после начала, так как было понятно, что отсутствие сенсорных импульсов разрушает организм и его нервную систему. Сегодня специалисты бьют тревогу и обращают внимание на тот факт, что в целом в нашей повседневной жизни мы недополучаем сенсорных стимулов, внешняя среда предоставляет все меньше возможностей для получения возможностей сенсорного и двигательного опыта. Все чаще такой опыт становиться возможным лишь в искусственно созданной среды (в комнате, игровой площадке) Редко,когда у детей есть лес возле дома, где они могут познавать природу, наблюдая смену погоды,времен года, где они могут играть, используя природные материалы,двигаться в природной среде развивая все органы чувств. Где они могут громко кричать и бегать,наблюдать за животными и слушать пение птиц,где имеют возможность испытывать себя в трудных ситуациях. Все чаще и чаще дети скучают дома,заменяя активную жизнь на игры в телефонах,планшетах, телевизорах. Жизнь уходит в виртуальную реальность. Естественный сенсорный и двигательный опыт становиться опосредованным искусственным. Возможно поэтому сейчас так много детей, которые нуждаются в помощи психологов, реабилитологов, лечебных педагогов. Слово «инклюзия» прочно закрепилась в нашем лексиконе и образовательных учреждениях. Мир,лишенный сенсорного и двигательного опыта, становиться бесчувственным и бессмысленным. Мозг извлекает всю информацию из окружающего мира черезспециализированные сенсорные системы. Их правильное функционирование зависит правильного восприятия и адекватной реакции на информацию, поступающую в мозг, что создает многомерную картину того, что происходит вокруг нас. Мозг учиться получать информацию с помощью органов чувств : зрение, слуха, осязание, запаха и вкуса и особым чувством, которое фиксирует движение и силу тяжести,- проприоцепцией. Бесспорно отцом проприоцепции является Charles Scott Sherrington, по которому проприорецепторы - это специализированные клетки, расположенные в сухожилиях, связках, коже, мышцах. Их существование Sherrington признал за «секретное шестое чувство человеческого тела». Эффективно работающие проприорецепторы раздражаются через движения и прикосновения и в соответствии со своими функциями, переносят адекватную информацию в мозг. Через естественную активность развивается правильная сенсомоторная карта схема. Схема тела – результат синтеза ощущений : проприоцептивных, зрительных и слуховых сигналов. Благодаря хорошей осведомленности тела ребенок может двигаться плавно и свободно. Правильное ощущение своего тела связано с хорошим восприятие пространства за его пределами. Когда сознание тела нарушается, ребенок не понимает положение своего тела и его отдельных частей. Не может найти места стимуляции на своей коже и может неверно интерпретировать стимулы, которые от нее посылаются. Проприоцепция и прикосновение поставляют нервной системе информацию от крупной и мелкой моторики, необходимых для правильного направления движения и облегчают стабилизацию тела во время выполнения различных действий. Также помогают почувствовать, какое напряжение мышц нужно,например, для хватание, удерживания, поднятия и с какой силой следует выполнять эту деятельность. Каждое движение требует правильного мышечного напряжения, плавной координации работы больших мышц и отличного чувства тела. В своем развитие движение проходит определенные фазы
Публикация «Консультация для родителей „Влияние двигательного и сенсорного опыта на психическое развитие ребенка раннего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Рефлективные движения
Рефлекс - непроизвольное движение, порождаемое реакцией определенного органа чувств и происходящее без участие воли. Рефлексы дают ребенку его первый опыт.
Симметрические движения
Ребенок не может различать одиночные движения и вместо этого двигает своими руками и ногами одновременно, и даже всем своим телом. Обе руки и обе ноги движутся одновременно.
Произвольные движения
В то время когда ребенок активен, развивается его мозг, и он увеличивает свою способность использовать волю для управления движениями.
Автоматические движение
Когда ребенок постоянно повторяет какое – нибудь движение, оно постепенно автоматизируется. Это означает,что ребенку не нужно думать о том, что он делает в данный момент, например : он может прыгнуть носиться вокруг одновременно напевая песню. Хорошо тренированное автоматическое движение формирует основу для следующего, более сложного движения. Ребенок вначале должен автоматизировать свои регулярные симметричные движения, перед тем как он сможет хорошо выполнять асимметричные движения т. д работать с левой и правой половинами тела одновременно, но с различными движениями. Для развитие моторной активности ребенка требуется определенное время.
Главное развитие моторной активности начинается с момента его рождения и продолжается до семи лет – того возраста, когла ребенок почти полностью развился в своей моторной активности. Мелкая моторика рук развивается позднее всего. Все начинается с хватального рефлекса который является рефлекторным движением. Примерно в возрасте 2 мес. Рука начинает открываться и большой палец выходит из руки. К 4 мес. Ребенок должен начать осознанно хватать и опускать разные предметы. Локтево- ладонная хватка появляется примерно в 3 мес. Новорожденный держаться своими мизинцем, безымянным и средним пальцами а не большим и указательным. Младенцу трудно положить предметы себе в рот с помощью такой хватки, и маленькие объекты часто остаются внутри его руки. Если ребенок хватает одной рукой, происходит параллельное движение другой руки. Радиально - ладонная хватка видна примерно в 6 мес. Когда рука находиться в среднем положении, ребенок хватает прямо ладонью и сгибает пальцы вокруг предмета. Хватка с помощью пальцев происходит в 8 мес. Ребенок держит предмет четырьмя или пятью пальцами. Предметы не находиться больше внутри ладони. Щипающая хватка наблюдается примерно В 11 – 12 мес. Ребенок держит предмет с помощью большого и указательного пальцев. В этом возрасте он любит находить всевозможные мелкие предметы, лежащие на полу. Верхняя хватка наблюдается между 1 и 2 годами. Ребенок хватает предмет сверху, тыльной стороной кисти вверх. Когда ребенку исполняется 2 года, он держит руку или ложку перекрестной хваткой – это хватка крест – накрест. Он удерживает ручку крест – накрест, причем ладонь и палец направлены вниз. Хватка щетки формируется между 3 и 4 годами. Она также называется верхняя хватка пальцами,так как теперь ребенок пользуется только ими,чтобы удержать предмет. Рука все еще повернута наклонно внутрь,но уже начинается движение в запястье. Хватка использующая сгиб между большим и указательным пальцами, развивается в возрасте около 5 лет. Движения теперь становиться все более ограниченным и включает только предплечье запястье и пальцы. Вначале эта хватка достаточно высока, но по мере ее развития движение опускается вниз, и карандаш начинает удерживаться низко с помощью большого указательного и среднего пальцев. В возрасте 6- 7 ребенок впервые может использовать обе руки скоординированным образом, например : есть ножом и вилкой.
Контроль над мелкой моторикой делает возможным использование мышц пальцев рук,языка, рта и губ с целью выполнения более точной деятельности и развивается на базе крупной моторики. Ребенок с расстройствами в тактильной и проприоцептивной системах не развивает правильного мышечного напряжения, ему недостает стабильности, а его умения, связанные с крупной моторикой, могут быть малоразвитыми. Например, из за повышенной сенсорной чувствительности ребенок избегает использования рук, что создает трудности с пользованием столовыми приборами, завязыванием шнурков и т. д Из –за того что руки представлены в соматосенсорной зоне коры головного мозга больше всего,ребенок ограничивающего себя от прикосновений рук, тормозит стимуляцию рецепторов и ограничивает количество сенсорной информации, притекающей в мозг. Тем самым снижается уровень двигательного, психического и познавательного развития ребенка. Таким образом, существует триединая связь между сенсорными ощущениями, развитием мозга и работой двигательной системы. Одно не может существовать без другого, стимулируя друг друга и развивая.
Что же должен уметь ребенок к концу третьего года жизни
• Самостоятельно надевать что- либо из своего гардероба, например : колготки, ботинки, трусы, шорты, брюки, куртку, или пальто.
• Открывать без посторонней помощи спичечный коробок и добраться до содержимого.
• Самостоятельно развернуть конфету прямоугольной формы.
• Строить башню из 8 одинаковых или похожих кубиков.
• Нарисовать замкнутый круг.
• Самостоятельно правильно держать карандаш пальцами во время рисование.
• Самостоятельно вымыть руки с мылом и вытереть их насухо.
• Поворачивать ключ в замке и откручивать и закручивать болты, отрывать закрывать дверцу шкафа.
• Вылепить из пластилина, глины, воска или похожего материала шар и змейку.
• Соединить прямой линией две точки, две звездочки или два крестика.
• Расстегнуть и застегнуть пуговицу.
• Разрезать ножницами узкий лист бумаги.
Игры с мячом являются развитием ребенка типа «возьми и дай». Вначале, когда ребенок собирается ловить мяч, он вытягивает руки и ожидает его. Затем он хватает мяч обеими руками, при этом его пальцы выпрямлены. Когда годовалый ребенок бросает мяч, он обхватывает его снизу и бросает в направлении вперед – вверх. Ребенок в возрасте 2-3 лет не может бросить мяч в каком- то определенном направлении и не может одновременно бежать и бросать мяч. К 5 годам бросок мяча становиться скоординированным и более направленным. Ребенку тяжелее поймать маленький мяч. Когда ребенок играет с мячом, тренируются и другие органы чувств. Например :
Зрение : ребенок следит глазами за мячом и фиксирует взгляд.
Слух : слышит, как мяч ударяется о землю или стенку.
Осязание : касается мяча ладонями рук.
Чувство суставов и мускулов : ощущает, какую силу он использует при бросании мяча. Тренирует чувство направления и того как далеко он сможет бросать мяч.
В возрасте 3 лет формируется доминирование одной руки над другой. Ребенок определенно использует какую – то руку для более трудных задач и пользуется обеими руками при выполнении более легких задач. При этом если ребенок не любит, когда его трогают рукой и негативно реагирует на прикосновения; избегает выполнения каких - либо действий руками; легко теряет равновесие; имеет нарушения ОДА; склонен к травмам; кажется неуклюжим; обладает слабой хваткой или наоборот, слишком сильно сжимает предмет; отвлекается из – за шума и т. д – все это говорит о дисфункции сенсорной и двигательной системы.