Елена Романова
Консультация для родителей «Виды дисграфии, причины, коррекционная работа»
▼ Скачать + Заказать документы
Дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Наличие и характер ошибок не зависит от состояния слуха и зрения. Выявленные ранее дефекты звукопроизношения, остаточные явления фонетико-фонематических нарушений и общего недоразвития речи способствуют появлению дисграфии.
Причины нарушения письменной речи разнообразны, имеют разную специфику. Это могут быть органические поражения головного мозга, неравномерное созревание речевых центров и анализаторов, минимальные мозговые дисфункции в анамнезе ребёнка, родовые травмы и недоношенность. А также отставание в раннем периоде развития и влияние факторов внешней среды (неправильная речь окружения, билингвизм, недостаток внимания и общения в семье). Предрасполагающими факторами могут выступать леворукость (особенно переученная) и раннее освоение грамоты по методикам слогового чтения без этапа звукобуквенного анализа.
У детей с дисграфией часто очень неразборчивый, неровный почерк, буквы разной высоты и наклонены в разные стороны, выходят за строчку. При письме он напрягается, сильно надавливает на ручку и от этого быстро устаёт и не может ускорить темп письма.
При написании диктантов школьник старается писать неразборчиво, чтобы учитель не заметил ошибки. При этом регулярно получает неудовлетворительные оценки, что лишний раз нервирует его и только усугубляет проблемы. Возникает внутренний страх ошибки, формируется неуверенность в себе, появляется замкнутость, пропадает мотивация к учёбе.
По характеру ошибок различают несколько видов дисграфий:
-Артикуляторно-акустическая дисграфия - возникает в связи с неправильным произношением звуков. Ребёнок пишет так же, как произносит или слышит.
- Акустическая дисграфия. Связана с недостаточностью звукового восприятия. Ребёнок путает похожие звуки, может не различать их мягкость.
- Оптическая дисграфия-это когда у ребёнка трудности с написанием букв, их различием, с проблемой языкового анализа и синтеза. Обусловлена расстройством зрительного восприятия символов. Ребёнок пропускает нужные буквы, добавляет ненужные или пишет в зеркальную сторону, появляются лишние крючки и недописывание.
- Аграмматическая дисграфия. При данной форме расстройства отмечаются неправильные склонения слов по родам, падежам или числам, нарушение последовательности слов в предложении. Обусловлена недоразвитием грамматического строя языка.
-Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза. При ней ребёнок может двукратно прописывает одно и то же слово или наоборот пропускать. Имеет место также произвольная перестановка слогов и слов, написание нескольких слов или их частей слитно.
В целом, если говорить об этой патологии, то можно сказать, что дисграфия — это не приговор или диагноз на всю жизнь. Она поддаётся коррекции. Главная задача логопеда привлечь родителей и необходимых специалистов для взаимодействия. Коррекционный курс разрабатывается после определения вида дисграфии и тяжести патологии. Логопед составляет упражнения, которые позволяют восполнить дефекты в произношении звуков, скорректировать речь, сформировать распознавание звуков и букв, развить моторику и другие психические функции ребенка.
Для уточнения общего уровня развития ребёнка необходима консультация клинического психолога. Так же рекомендуется детский невролог, который оценит общий неврологический статус и выявит сопутствующие неврологические патологии. Основываясь на результатах осмотра и данных, полученных от логопеда и клинического психолога, врач-невролог выработает тактику обследования и при необходимости план лечения пациента. Для комплексного обследования ребёнка с дисграфией необходима консультация педиатра для исключения хронических соматических заболеваний, офтальмолога и сурдолога для выявления снижения слуха и психиатра.
Обязательным инструментальным методом исследования является электроэнцефалография (ЭЭГ) — исследование электрической активности головного мозга. ЭЭГ проводится для исключения скрытой судорожной активности головного мозга.
Этапы работы по коррекции дисграфии бывают разные в зависимости от вида данного нарушения. Но, обобщая, всегда проводится работа по формированию фонематического восприятия, навыков фонематического, звуко-буквенного, слогового анализа и синтеза. Включаются упражнения на формирование представлений о различных типах связи (согласовании и управлении) в словосочетаниях и предложениях. Также проводится работа по развитию пространственно-временной ориентации, зрительного и слухового восприятия, связной речи, процессов чтения и письма.
Список литературы:
1. ВолковаЛ. С., Шаховская С. Н. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета предвузов. -М., Издательство ВЛАДОС, 1999.
2. Лалаева Р. И. Нарушение письменной речи. — М., 1989.
3. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2003.
4. Мазанова Е. В. Школьный логопункт: документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов. -М., :Издательство «ГНОМ»,2021.
5. Поваляева М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. -Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2002.