Перепичай Юлия
Консультация для родителей «Вежливость — качество королей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: показать необходимость воспитывать у детей доброжелательность, умение видеть красоту в простом и обыденном, дарить тепло и доброту окружающим, сформировать у родителей правильное представление о культуре поведения детей.
Задачи:
- демонстрировать родителям необходимость обсуждения нравственных тем в семье;
- сформировать у детей навыки вежливого общения;
- выработать свои правила вежливости.
Публикация «Консультация для родителей „Вежливость — качество королей“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Вежливость. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Восточная мудрость гласит: «Относитесь к людям так, как вы хотели бы, чтобы они относились к вам. Если бы все следовали этому совету, насколько легче было бы людям общаться друг с другом».
Что такое «Вежливость»?
Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. До XVI века слово «вежа» означало «знаток» – тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям. Вежливость – это нравственная и поведенческая категория, черта характера. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, находить компромиссы в сложных ситуациях и слушать противоположные точки зрения. Вежливость считается выражением хороших манер и знания этикета.
С тем, что вежливость – это очень важное качество культурного человека, пожалуй, согласятся многие мамы и папы. Часто родители в своих мечтах представляют детей настоящими маленькими «леди» и «джентльменами».Но, не имея навыков вежливого общения, трудно прои звести хорошее впечатление на окружающих. Поэтому родители стараются привить ребенку вежливость с самых ранних лет.
Обучая детей правилам вежливости шаг за шагом : надо проявлять уважение к другим людям своими поступками и своими словами, например, со взрослыми не говорят так, как с приятелями, надо с уважением относиться к имуществу потому, что оно им дорого и они будут огорчены, если его кто-то испортит.
С какого же возраста можно начинать прививать малышу нормы вежливости? Могу сказать точно, что определенного возраста для этого нет. Ребенок с самых первых дней живет и воспитывается в определенной среде, и, как губка, впитывает ее особенности. Первые слова, первые фразы…Как мы радуемся тому, что ребенок умеет говорить! Проходит время, и мы замечаем, что малыш не только научился разговаривать со взрослыми, он научился взрослых перебивать. Необходимо знать, что, когда ребенок перебивает взрослого, влезает в разговор без спроса, это может означать многое. Например, что он не умеет слушать или проявляет агрессию по отношению к тому, кого он перебил, а может быть, хочет обратить на себя внимание, к которому привык, являясь центром семейной вселенной, или наоборот, недополучает родительского внимания. Проявление крайней степени нетерпеливости характерно для детей, имеющих повышенное нервное напряжение. Когда ребенок много говорит, вмешивается в разговоры взрослых и других детей, вторгается в чужие игры, – это может быть одним из симптомов гиперактивности. Частенько дети требуют от родителей немедленного внимания. В таком случае нужно учить их терпению и вырабатывать умение ждать. И это не единичный пример проявления неуважения к окружающим. Ребенок – как глина: что слепишь, то и будет. «Шаблон вежливости» – это стиль отношений в семье. Поэтому главный этап в воспитании вежливости ребенка – это демонстрация ему правильного примера взрослыми, начиная с самого рождения.
Мы все знаем, что дошкольный возраст - это период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений.
На этом этапе взросления психика дошкольника податлива и эластична. В эти годы ребёнок склонен к эмоциональной отзывчивости, к подражанию. Хотя, конечно, не всегда умеет разобраться в том, чему следует подражать. Именно в дошкольные годы закладываются в уме и сердце ребёнка нравственные чувства. В это время родители должны воспитать в ребёнке отзывчивость и деликатность по отношению к другим людям, заботливость, тактичность и сочувствие к сверстникам и взрослым, ко всем людям.
Одной из важных задач на данном этапе является задача овладение основами культуры поведения, формирование привычки вежливого отношения к окружающим.
Памятка для вежливых родителей
«Как помочь ребёнку быть вежливым?»
1. Начинайте воспитывать вежливость с себя. Обязательно порядке сами употребляйте вежливые слова в тех ситуациях, где они необходимы.
2. Попросите окружающих ребёнка взрослых сделать использование вежливых слов нормой.
3. Покажите ребёнку «волшебство» вежливых слов : не выполняйте просьбы ребёнка, например, «дай мне», без слов «пожалуйста».
4. Вместе с ребёнком разработайте и утвердите обязательные правила вежливости. Например: «Здоровайтесь и прощайтесь с людьми, не дожидаясь, что они это сделают первыми» и т. п.
5. Объясняйте правила вежливости в мягком, доброжелательном тоне, а не на повышенных тонах с криком.
6. Расскажите ребенку, что перебивать старших – признак неуважения. Не используйте такие фразы, как: «Ты перебил меня!», «Нехорошо перебивать взрослых», «Только плохие мальчики и девочки так делают» и т. д.
7. Научите вежливым способам прерывания разговора: фраза «Извините, пожалуйста, за то, что я вынужден прервать Вас» - может стать поистине волшебной.
8. Будьте примером для ребёнка и не прерывайте чужой разговор без необходимости, а также сами никогда не перебивайте ребенка.
9. Хвалите ребёнка за то, что он нашёл, чем ему заняться, когда Вы были заняты разговором.
Научить ребенка быть вежливым, это задача родителей, а не детского сада. Причем употребление правильных слов и выражений – не самоцель. Главное, поистине воспитать вежливого человека, привить ребенку глубинное чувство уважения к окружающим, признание права людей отличаться друг от друга. И начинать этот процесс нужно в первую очередь с себя.