Надежда Никитина
Консультация для родителей «Веселый карандаш»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. Сухомлинский
Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Ещё в далеком прошлом наши предки общались при помощи жестов. Модернизировались орудия труда, движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило развитие кисти руки, параллельно развивалась и речь. В наше время очень много игр на развитие мелкой моторики рук:
- пальчиковые игры и упражнения;
- упражнения с мячиком-ёжиком;
- игры на сенсорику и другие.
Публикация «Консультация для родителей „Веселый карандаш“» размещена в разделах
О том, что дети любят рисовать, знает любой взрослый. А вот о том, что рисование не только доставляет ребенку удовольствие, но и развивает его мелкую моторику, речь, мышление и пространственное воображение известно далеко не всем. Но это действительно так – чем больше, чаще и активнее ребенок занимается творчеством, в частности, рисует, тем проще ему дается подготовка к школе и обучение. Творчески развитые дети лучше запоминают, у них хорошо развиты коммуникативные навыки. Они обладают отличным воображением и пространственным мышлением, им проще строить планы и выполнять их. Для детей рисование карандашом – это повод получить такие важные навыки, как:
- умение обводить предмет по контуру;
- способность провести линию – прямую или изогнутую;
- умение штриховать, соблюдая границы рисунка.
Кроме того, использование карандашей учит контролировать силу нажима, отлично развивает мелкую моторику пальцев и приучает руку к письму. Слышали вы когда-нибудь о массаже карандашами? Это вариант самомассажа для пальчиков, который очень положительно влияет на мелкую моторику рук, тем самым способствует развитию речи. Вот некоторые упражнения, используемые для массажа:
«Добывание огня». Прокатываем карандаш между двумя ладонями от кончиков пальцев до запястья. Сначала медленно, потом быстро. Можно делать это с картинкой-фокусом (получится оптическая забава, «Вертолет». Ставим карандаш между большим, указательным и средним пальцами и пытаемся вращать карандаш, как пропеллер вертолета. «Ладошка». Положите руку на стол ладонью вниз. Обведите ее карандашом (тупой стороной, тем самым массируя зоны между пальчиками.
«Утюжок». Катаем карандаш ладонью по поверхности стола (можно экспериментировать с другими поверхностями, тем самым разнообразить ощущения). Одной и другой руками поочередно.
«Умелые ручки» - графические упражнения на развитие мелкой моторики рук. Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Реализация упражнений позволит развить и совершенствовать точные движения пальцев рук и скоординировать ловкость движений. Для формирования у ребенка графического навыка необходимо обучать его с помощью системы специальных упражнений. Для развития графического навыка следует использовать:
- рисование линий: прямые дорожки, фигурные;
- рисование по точкам, по контурам по клеточкам;
- выполнения штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.
При выполнении различных видов заданий, ребенок приобретает опыт графических движений. Необходимо сразу учить ребенка правильным приемам действия:
- вести линию сверху вниз и слева направо;
- уметь выполнять линии различной толщины и формы;
- штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур.
Специальные упражнения на развитие графических навыков «Прямые дорожки». Ребенка просят провести линию посередине прямой дорожки, не съезжая с нее и не отрывая карандаша от бумаги. «Фигурные дорожки». Ребенка просят провести фигурную дорожку, при прохождении дорожки ребенку следует стараться, как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линии. Карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания не переворачивается. «Рисование по точкам». Ребенка просят соединить точки согласно инструкции под рисунками. Карандаш не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется и его положение не изменяется. «Рисование по контурам». Ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок. «Рисование по клеточкам». На бумаге в клеточку ребенка просят продолжить узор по заданному образцу. «Выполнение штриховок» (с различным направлением движения руки). Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам:
• вертикальные (сверху вниз)
• горизонтальные (слева направо)
• наклонные
• «клубочками» (круговые движения руки)
• полукругами.
Линии должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается. Не пренебрегайте графическими упражнениями - эти задания помогут вашему ребенку не только научиться писать, но и подготовиться в целом к обучению в школе.