Бронникова Екатерина
Консультация для родителей «Важность развития логического мышления у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Нестабильное настроение и нелогичность
являются главными слабостями человеческой натуры». (Джозеф Аддисон)
Привычки мышления во многом предопределяют жизнь человека. А логическое мышление не дается человеку по умолчанию. Это особый вид мыслительного процесса, которому нужно учиться.
Формирование логики невозможно без внимания и пространственных представлений. При недостаточности эти двух функций будет страдать и логическое мышление.
Публикация «Консультация для родителей „Важность развития логического мышления у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Психологи подчеркивают, что уровень развития интеллекта ребенка в целом характеризуется уровнем развития логического мышления. Поэтому взрослым следует уделить самое пристальное внимание формированию у ребенка мыслительных процессов, знаний о причинно-следственных связях, умений делать умозаключения. Чтобы понять, как правильно организовать домашние занятия, нужно познакомиться с основными вопросами: что такое логика? какие ее процессы требуют необходимого формирования? как развивать логическое мышление? Логика - это наука о формах, методах интеллектуальной деятельности, включающая следующие операции:
Большую помощь в развитии логического мышления у дошкольников окажут развивающие игрушки, в которые интересно играть всей семьей. Развитие ребенка будет проходить в непосредственной обстановке, что поможет родителям и поиграть, и поучить с увлечением свое чадо. Сейчас можно найти много логических игр и развивающих игрушек на детских порталах, специализированных магазинах. Малышей можно заинтересовать логическими вкладышами, которые расскажут о геометрических фигурах, научат манипулировать с ними; волшебными мешочками - помогут сформировать понятия; мозаиками - разовьют логическое воображение. С детьми постарше играют в игрушки-лабиринты, логические ловушки, которые учат искать нестандартные решения, разнообразные игры с правилами, расширяющие интеллектуальные возможности.
Кроме того, чтобы ребёнок мог выполнить многие задания на логику, от него требуется не только интеллектуальная сохранность, но и хорошее зрение. Поэтому при очевидных затруднениях даже в довольно простых, наглядных заданиях по возрасту, стоит посетить офтальмолога. Особенно это важно при нарушениях речи - малыш не сможет сообщить о каких-то своих проблемах и есть вероятность того, что все вокруг будут говорить, что ребёнок умственно неполноценный, а ему-то оказывается надо было скорректировать зрение.
Для интеллекта взрослого человека основным видом мышления является словесно-логическое. У среднестатистического ребёнка оно впервые начинает проявлять себя в 5-7 лет, становится ведущим в 7-8, планомерно развивается на протяжении всего взросления и преобладает в дальнейшем.
Из слов "словесно-логическое мышление" становится ясно, что развитая речь здесь очень важна. Всё потому, что любые понятия, из которых будут строиться выводы, выражаются именно в словах. Даже для решения простенькой загадки: " Что это за животное: ест морковку, прыгает, боится волка и лису, имеет длинные уши?" требуется прочитать или прослушать слова, проанализировать эти слова в голове - "прыгает", "ест морковку" и т. д., найти у них общее и после этого сделать логическое умозаключение к какому животному подходят все эти характеристики.
Именно поэтому так часто можно увидеть информацию о том, что если ребёнок 5-6 лет не говорит/не понимает речь, это неизбежно потянет за собой задержку умственного развития вплоть до умственной отсталости. Поэтому коррекцию нарушений речи, особенно тяжелых, желательно начинать ДО 5 лет (чем раньше, тем лучше).
Когда человек мыслит логически, он:
• отделяет существенное от второстепенного;
• оперирует четкими понятиями и конструкциями;
• осмысливает и оценивает известные ему предпосылки, проверяет их достоверность;
• исследует причинно-следственные связи между ними — рассуждает последовательно;
• нацелен выстроить умозаключение и суметь обосновать его себе и окружающим.
Популярная идея: без логического мышления не обойтись программисту, инженеру, топ-менеджеру.
Но разве есть люди, которым не нужно уметь работать с информацией, делать правильные выводы и принимать лучшие решения?
Игры на развитие логики для детей 2-3 лет :
• Простые закономерности;
• Найди лишнее (3-ий или 4-ый лишний);
• Игры типа базовых сортеров:
• Где чья мама?»
• «Я начинаю, а ты продолжай…;
• Сортировка от большого к маленькому и наоборот;
• Найди тень;
• Чего не бывает (Нелепицы).
Следует понимать, что это процесс постепенный и последовательный и родителям не стоит торопить развитие логического мышления у маленького ребенка. Лучше обратить внимание на совершенствование наглядно-действенного мышления у детей раннего возраста, наглядно-образного у дошколят, как ступеней к формированию логики и ее форм : понятий, суждений, умозаключений.