Даниленко Ольга Евгеньевна
Консультация для родителей в ДОУ «СДВГ. Синдром дефицита внимания у детей с гиперактивностью»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация педагога-психолога Даниленко О. Е. в рамках общего родительского собрания на группах старшего дошкольного возраста.
Тема:«СДВГ. Синдром Дефицита внимания у детей с гиперактивностью».
Психолог: Добрый день, уважаемые родители. В рамках нашего собрания, посвященного поведенческим нарушениям у детей дошкольного возраста, я более подробно расскажу вам о таком понятии как "СДВГ. Синдром Дефицита Внимания. " Если после консультации у вас будут вопросы, я с удовльствие на них отвечу.
Публикация «Консультация для родителей в ДОУ „СДВГ, Синдром дефицита внимания у детей с гиперактивностью“» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Консультации для родителей
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
Итак -Синдром дефицита внимания с гиперактивностью, иначе называемое гиперкинетическое расстройство, определяется как хроническое непроцессуальное (кач-во не усложняется) расстройство, начинающееся в раннем детстве, и имеющее вреди основных симптомов нарушение внимания, гиперактивность и импульсивность в сочетании с нормальным интеллектом.
Структура СДВГ включает 6 разделов
•Особенности поведения
•Нарушение внимания
•Гиперактивность
•Импульсивность
•Доп. Признаки
•Варианты течения синдрома.
Особенности поведения
•Возникают до 8 лет
•Выявлены по меньшей мере, в двух сферах деятельности (в саду, дома, в школе)
•Не обусловлены психотическими, тревожными, аффективными расстройствами или психопатиями
•Вызывают значительный психологический дискомфорт и дезадоптацию.
Нарушение внимания
•Неспособность сосредоточиться на деталях, ошибки по невнимательности
•Неспособность поддерживать внимание, вслушиваться в обращённую речь
•Неспособность доводить задания до конца
•Низкие организаторские способности
•Отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения
•Потери предметов, необходимых для выполнение заданий
•Забывчивость
Гиперактивность
•суетливые движения руками и ногами
•часто вскакивает со своего места
•гиперподвижен в ситуациях, когда гиперактивность неприемлима
•не может играть в тихие игры
•всегда находится в движении
•очень много говорит (вербальная гиперактивность)
Импульсивность
•неряшливо выполняет задания, несмотря на усилия сделать всё правильно
•часто вскрикивает с места и совершает другие шумные выходки во время занятия
•неспособен ждать своей очереди в играх, во время занятий
•частые драки с другими детьми (причина-не дурные намерения или жестокость, а неумение проигрывать или соблюдать правила)
Дополнительные признаки
•Нарушение координации в виде нарушения тонких движений, равновесия, зрительно-пространственной координации (трудности в спортивных играх, особенно с мячом)
•Эмоциональные нарушения, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью и нетерпимостью к неудачам
•Парциальные (эпизодические) задержки развития: на фоне нормального IQ встречаются расстройствами школьных навыков (письма, счёта, чтения)
•Поведенческие расстройства при СДВГ встречаются часто но не всегда.
Психолог: Какие же варианты и типы течения СДВГ мы знаем и к чему это может привести.
•Поведенческие (элементы антисоциального поведения)
•Когнитивный (низкая успеваемость, дефицит внимания и гиперактивность)
•Тип с преобладанием дефицита внимания
•Тип с преобладанием гиперактивности
•Тип смешанный комбинированный
•Форма простая (асинхрония развития, выражающаяся в нарушении внимания, гиперактивности, дислексии, дисграфии, и первичная форма энуреза)
•Форма осложнённая (к простой форме+тикозные расстройства (нервныетики, неврозоподобные состояния, головные боли, вторичная форма энуреза, заикание, фобические расстройства)
Психолог: Какие признаки СДВГ мы можем с вами увидеть в определенный возрастной период?
•1-3 года: ребёнок часто отвлекается, становится непослушным, гиперактивным, нарушает режимные моменты дома и в дду.
•3 года: присоединяется упрямство
•3-5 лет: появляется неуклюжесть ребёнка, называемая минимальной статико-моторной недостаточностью
•6-9 лет: Самый пик. Наиболее выраженное проявление симптомов СДВГ.
Резко возрастает опасность бытовых травм в результате выраженной гиперактивности, отвлекаемости. Имеющиеся речнвые нарушения и расстройства специфических школьных навыков (дислалия, дислексия, приводят к социальной дезадаптации. Часто наблюдается энурез. Заниженная самооценка. Вспыльчивость, нередко агрессивность.
•12-14 лет. те или иные нарушения частично компенсируются. Снижается уровень гиперактивности. Нарушение внимания и импульсивности сохраняется.
•С 15 лет: гиперактивность исчезает. Симптомы СДВГ сглаживаются усилиями эмоционально-волевой сферы, в ряде случаев-маскируются особенностями личности. В некоторых случаях нарушения поведения нарастают, в сочетании с агрессивностью, трудностями взаимоотношений со сверстниками, трансформируются в делинквентное поведение.
•В юношеском возрасте: Недостаточная организованность и неспособность планировать время. коморбидные расстройства (около 50% детей страдают тикозными расстройствами, речевые нарушения, нарушения сна в виде снаговорения, субьективное ощущение недостаточности сна при нормальной его продолжительности, наличие ночных кошмаров. Тревожность детей 74% М и 76% Д. ЭВН, включающие в себя инфантильность, стеснительность, обидчивость, раздражительность, плаксивость. Нарушение поведения, головные боли.) которые осложняют адаптацию в студенческой среде. (в Этот период начинают проявляться депрессии, может появится зависимость от психоактивных веществ, алкоголя и т. д)
•В зрелые годы: отвлекаемость и неусидчивость. Плохое планирование и неорганизованность. Плохая память. Взрывной характер. Низкий уровень академических и профессиональных достижений. Трудности в завершении повседневной деятельности. Семейные проблемы (разводы, множественные браки. ДТП и правонарушения.
•Гиперактивность часто сменяется внутренним беспокойством. Сохраняется вербальная гиперактивность.
•Проявление импульсивности уже в зрелом возрасте часто приводит к более серьезным последствиям. Выпаливает ответы, не может дождаться своей очереди, перебивает, вторгается в чужие разговоры в детском возрасте, что приводит в дальнейшем к таким проявлениям как : плохо переносит неудачи и разочарования, увольняется с мест работы, рвет отношения с людьми, превышает скорость при вождении, теряет самообладание, склонен к появлению зависимости.
Психолог: А сейчас давайте рассмотрим 3 компонента модели анализа психического развития:
•Произвольная регуляция психической активности занимает 1 место в структуре формирования всех сфер и структур психики ребёнка. Влияет на Познавательную деятельность)
Включает:
Произвольность сенсомоторной активности (правильная последовательность физического развития). Произвольность ВПФ (осуществляется только на опр. этапе речевого развития). Произвольность эмоциональной регуляции (уровень эмоционального контроля)
•2 место занимает пространственно-временные представления (кто я, где я) это лежит в основе ВПФ и эмоциональной жизни. Влияет на Интеллект (познавательную сферу) и на самосознание и Я-концепцию ребёнка.
Включает:
1. Представление о пространстве собственного тела (напряжение-расслабление, ощущение сытости-голода, внешнее ощущение пространства и его изменения).
2. Представление о взаимоотношениях тела и внешних объектов (топологически: где предмет, координаторные: впереди-сзади, сверху-снизу, стороны. Метрические на сколько далеко предмет).
3. Вербальные пространственные представления.
4. Лингвистическое пространство (когнитивный стиль мышления, понимание сложных речевых инструкций, мат. задач, синонимом и т. д.)
•3 место Аффективная регуляция поведения и сознания влияет на всю психическую деятельность, адаптацию и регуляцию поведения. Влияет на поведение и самосознание.
Включает:
1. уровень полевой реактивности (комфорт-дискомфорт, выбор поведения в среде реакции на внешние проявления и воздействия.).
2 уровень аффективных стереотипов
3. уровень аффективной экспансии (детско-родительские отношения воспитание)
4. уровень эмоционального контроля.
Этиологические Факторы.
•Множественные причины. Все признанные причины относятся к биологической сфере *(неврологии, генетике). Причины могут дополнять друг друга.
•Нейрохимические нарушения.
•Свзанные с дофамином. с норэпинефрином. Молекулярная генетика
Приобретённые формы: пренатальные.
Курение, прием алкоголя, недоношенность, особенно при кровоизлиянии в мозг, увеличение общего числа осложнений беременности, повышенная тревожность матери на втором триместре беременности
Приобретённые формы: постнатальные всего 3-7 %
Травма головы, гипоксия мозга, опухоли или инфекции.
Психолог: Так же по данным Наследственно-семейных исследований были выявлены примерно такие результаты причин появления СДВГ у детей
•Расстройство в семье
•25-35% родные братья и сестры
•78-92% однояйцовые близнецы
•15-20% матери
•25-30% отцы
•Если у одного из родителей СДВГ, он есть у 20-54%потомков.
Очень важно!
Этиология. Психологические факторы. Не являются причиной появления СДВГ, а служат факторами усиливающими симптоматику СДВГ. То, на что стоит обратить своё внимание родителям!
•Избыточный просмотр телепрограмм, видеоигр.
•Стрессорные факторы в семье (депресии, нервные тики, ухудшение поведение)
•Плохой уход за детьми.
•Нетерпимость учителетей, родителей, воспитателей.
Психолог: Давайте же подведём итог после всего сказанного.
СДВГ-отклонение в поведении, выражающиеся преимущественно в нарушениях регуляции деятельности и различных компонентов внимания. Исследования свидетельствуют о неоднородности этого заболевания. В основе различных нарушений регуляции деятельности могут лежать дефицит управляющих лобных функций. Дефицит энергетических ресурсов. Особенности мотивационных процессов.
Функцией внимания являются контроль организация деятельности. . Эта функция осуществляется с помощью Специализированных мозговых систем (источников внимания или регуляторных систем, которые оказывают модулирующее избирательное влияние на структуры мозга, участвующие в её реализации, формируя, таким образом, функциональные системы.
Психолог: Уважаемые родители, я готова ответить на возникшие в ходе консультации вопросы, а так же после собрания каждый из вас сможет ознакомиться и оставить себе памятку "Поведенческая терапия при СДВГ у детей" (см. приложение, где достаточно ёмко и доступно для родителей, написано, то что может пригодиться нам, взрослым, в общении с детками с СДВГ. Спасибо за внимание.
(Приложение)
ПАМЯТКА
"Поведенческая терапия при СДВГ у детей"
•Помните, что детям с СДВГ необходимы чёткие правила, которым они должны следовать. При выполнении всех правил ребёнка стоит вознаграждать.
•Создайте расписание. Следите за тем, чтобы у вашего ребёнка были одинаковые обычные занятия каждый день. В расписании должно быть включено время на выполнение домашних заданий и игр и отдыха. Поместите это расписание где-то на видном месте дома.
•Помогите ребёнку организовать свою повседневную жизнь. Вместе с ребёнком определите в доме конкретные места для разных занятий, в том числе и определите места для хранения вещей.
•Индивидуальные когнитивные и поведенческие терапии для повышения самооценки.
•Тренинг по методикам релаксации и управления стрессом, чтобы снизить беспокойность и улучшить стрессоустойчивость.
•Семейное образование и терапия.
•Тренинг и помощь в вопросах, которые помогут установить хорошие взаимоотношения с коллективом и улучшить учебные показатели.
Стратегии управления поведением для детей дошкольного возраста
•Устанавливать последовательный порядок ежедневных дел и опр. порядок вещей в окружающей ребёнка среде. Сообщать ребёнку обо всех ожидаемых переменах в привычном распорядке и о каких-либо необычных происшествиях, которые должны случиться в ближайшее время, например-визит родственников, поездка в магазин, отпуск.
•Чётко высказывать ограничения и ожидания. Такие инструкции лучше всего давать непосредственно перед выполнением какой-то деятельности. Давайте чёткие и конкретные указания («Почисти зубы; а теперь можешь одеваться№, вместо общих фраз («Собирайся в садик»)
•Создать правильную систему вознаграждений за хорошее поведение или за правильное выполнение каких-то задач. Такой системой может служить шкала выставления баллов или программа выдачи звездочек, которая в итоге подразумевает получение какого-то вознаграждения, например разрешения заняться любимым делом. Постарайтесь не использовать еду, в частности конфеты, в кач-ве вознаграждения.
•Вовлекайте ребёнка в конструктивную деятельность, требующую размышлений, например, чтение, игры, пазлы. При этом сами принимайте участие в подобной активности.
•Придерживайтесь чёткого распорядка дня, что касается принятия пищи, сна, развлечения и просмотра телевизора.
•Поощряйте сильные стороны вашего ребёнка, например, успехи в занятиях спортом или каких-то внесадиковских увлечений (хобби).
•Не откладывая вознаграждайте и хвалите ребёнка за хорошее поведение.
•Использование таймера во время определенной деятельности- тоже хороший стимулирующий фактор. Например, установка разумного лимита времени для принятия ванны или для игр помогает ребёнку привыкнуть к наличию ограничений даже в том, что касается приятных занятий. Установка ограничения по времени для выполнения рутинных занятий так же может быть полезной, особенно если такая работа сопровождается вознаграждением за своевременное выполнение. Вознаграждение ребёнка за хорошее поведение и за выполнение поставленных задач – формирующая система осознанности. Чёткость системы вознаграждений (баллы, звёздочки, организует ребёнка, поможет уловить целевые установки.
- Важно помнить, что ребёнок с возрастом становится более чувствителен к отношению и оценке окружающих. В семье должен быть чёткий план того, как стоит наказывать ребёнка за плохое поведение и ослушание, но чтобы окружающим это не было заметно.
- Установка определённых последствий за определённое плохое поведение это наилучший метод справедливого и последовательного отношения к ребёнку.
- Хороший пример в семье – поведенческое моделирование. Детям с СДВГ ролевые модели поведения необходимы гораздо больше, чем их сверстникам. Поэтому пример взрослых для них очень важен!
Из-за того что дети с СДВГ могут воспринимать наставления неправильно, их зачастую слишком часто поправляют, что приводит к снижению самооценки.
Делайте всё от вас зависящее, чтобы повысить мнение вашего ребёнка о самом себе.
Успехов вам!