Галина Либапова
Консультация для родителей в детском саду. «Познавательное развитие детей дошкольного возраста «В поисках знаний»
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте происходит интенсивное освоение ребёнком окружающего мира. Познание — целостный процесс, который обеспечивает маленькому человеку спокойную, уверенную и содержательную жизнь, наполненную открытиями. В процессе познавательного развития накапливаются представления об окружающем. Ребёнок систематизирует информацию посредством установления различных связей и зависимостей, активно развивается его мышление. Открытие мира — любимое занятие ребёнка-дошкольника.
Публикация «Консультация для родителей в детском саду, „Познавательное развитие детей дошкольного возраста „В поисках знаний“» размещена в разделах
Многогранный, сложный и длительный процесс познавательного развития начинается в раннем и дошкольном детстве. В этот период ребёнок наиболее остро реагирует на новое. Особая чувствительность детского организма, сенситивность, на которую указывают психологи, позволяет ребёнку в период дошкольного детства довольно быстро усваивать и перерабатывать огромный по объёму поток информации. Благодаря природной любознательности дошкольник исследует окружающее, постигает свойства и назначение предметов, пытается связывать разрозненные факты и явления в целостную картину мира.
Многими учёными подчёркивается значение дошкольного возраста для интеллектуального развития человека. Это не означает, что необходимо вложить в голову ребёнка как можно больше сведений, разнообразной информации. Значительно важнее научить ребёнка применять свои знания в процессе восприятия окружающего, припоминать известное, пытаться увидеть знакомые свойства предметов, обнаруживать их новые проявления. Надо помочь ему находить наиболее адекватный путь решения познавательных задач, которые ставит перед ним жизнь. При этом необходимо научить дошкольника мыслить, развить в нём независимость суждений и оценок, подвести к установлению причинно-следственных связей, позволяющих осознанно воспринимать окружающее и расширять кругозор.
На всех этапах развития ребёнок воспринимает представления об окружающем, общаясь со взрослыми и детьми. Часто дошкольник не довольствуется готовыми знаниями, а стремится докопаться до истины, проявить самостоятельность. Как к этому относиться? Одобрять! Ребёнок интуитивно препятствует навязыванию готовых, а значит, не осознаваемых знаний, которые могут усвоиться только формально, а применять он их сможет лишь в знакомой ему ситуации. Именно поэтому необходимо всемерно поддерживать пытливость ребёнка, пробуждать его познавательный интерес и активность.
Кто же поддерживает, пробуждает и активизирует ребёнка в его познавательных порывах? Конечно, взрослые. И огромное значение в развивающем потенциале жизни ребёнка играет прежде всего его семья. Необходимо всем взрослым: родителям, старшему поколению семьи — бабушкам и дедушкам, воспитателям дошкольного учреждения совместными усилиями способствовать развитию мышления детей, создавать мотивацию к взаимодействию с окружающим, поддерживать интересы, формировать у дошкольников способность занять себя.
Способствуя познавательному развитию, важно помнить следующее:
• познавательные возможности ребёнка определяются уровнем развития психических процессов (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи, которые совершенствуются на протяжении дошкольного детства, если создаются для этого условия;
• развитие познавательной активности и самостоятельности, соответствующих личностных качеств ребёнка осуществляется в разнообразных формах взаимодействия с ним взрослого;
• огромное значение в познавательном развитии имеет деятельность самого ребёнка (игровая, познавательно-исследовательская, конструктивная, продуктивная и др.);
• формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, развитие сенсорной культуры, культуры познания и интеллектуальной активности обеспечивается в результате интеграции познания с различными содержаниями и видами деятельности ребёнка.
Как взрослые могут способствовать познавательному развитию дошкольника? Прежде всего необходимо поддерживать возникающий у ребёнка интерес к чему-либо. Не торопитесь давать ему готовые ответы, а терпеливо направляйте его на самостоятельный поиск решения, стимулируйте у него познавательные потребности, побуждайте к наблюдению, поощряйте любознательность, инициативу, внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и поощряйте его достижения. Казалось бы, простые педагогические истины. Но они требуют от родителей большого терпения, внимания, времени, любви, уважения интересов ребёнка и его права на ошибку, умения быть для него интересным партнёром.
Объективным показателем развития любознательности ребёнка становятся его вопросы познавательного характера к взрослому: кто это, что это, зачем, почему не похоже на., как это действует., что будет, если., правда, что. и т. п. Родителям целесообразно понаблюдать, задаёт ли ребёнок познавательные вопросы, как часто, остаются ли они риторическими или ребёнок добивается ответа. Отвечать на вопросы малыша можно и нужно по-разному. Вариантов много. Самый популярный среди родителей вариант — кратко и доступно объяснить интересующие ребёнка факты. Например, названия дней недели, месяцев и сезонов, последовательность и условия роста растения, движение самолёта и поезда и др.
Но этот вариант не должен превалировать в познавательном общении. Можно похвалить ребёнка за интересный вопрос, предложить ему попробовать ответить самостоятельно («А ты как думаешь?») и указать возможные (адекватные возрасту) пути познания. Например, вместе с малышом понаблюдать за природными явлениями (постепенно меняется окраска осенних листьев, оголяются ветки деревьев, осенью раньше начинает темнеть, перед дождём небо покрывается тёмными тучами, закрывающими солнце, за животными (белка прячет орешек в листву, кошка умывается, собака настораживает уши, услыхав малейший шорох, петушок созывает кур отведать найденное зёрнышко, за работой техники, изменениями свойств предмета. В более старшем возрасте (ближе к пяти годам) откройте ребёнку мир познавательной литературы, познавательных фильмов и телепередач.
Иногда в поисках ответов на вопросы потребуются специально созданные условия — проведение опыта или эксперимента, чтобы ускорить наблюдаемые процессы. Взрослый должен не только позаботиться о безопасности, но и объяснить ребёнку правила взаимодействия с материалами, предметами, объектами окружающего, предостеречь от неверных действий. Например, на вопрос ребёнка, почему нельзя лизать снег и сосульки, можно предложить ему провести эксперимент со снегом (льдом) и самому ответить на вопрос. Для этого на прогулке надо выбрать внешне наиболее чистый снег, зафиксировать на этом внимание ребёнка, описать наблюдаемое словами: снег искрится, кажется абсолютно белым. Принести снег домой, выложить его в глубокую тарелку и поставить в тёплое место. Когда снег растает окончательно, рассмотреть получившуюся воду, обратить внимание ребёнка на появившийся в ней грязный осадок. Помочь ребёнку сделать вывод, ответив на вопрос, почему же не следует лизать снег (лёд, хотя он кажется таким белым и чистым.
Внимательное отношение родителей к вопросам детей позволит направлять и обогащать их познавательное развитие. Если у ребёнка не появляются готовые вопросы или не возникает интерес к примечательным фактам, то взрослый может тактично заинтересовывать его, поставив проблемные вопросы. Например, сравнить цвет проросших перьев репчатого лука, который хранился в закрытом от солнца месте и в освещённом помещении. Взрослый может помочь увидеть изменение свойств объекта, установить причину и следствие, сделать выводы. Перенести полученные представления на другие ситуации: в лесу обратить внимание на цвет травы под поваленным деревом.
Приведённые примеры показывают, что нужна активная познавательная деятельность самого ребёнка, чтобы найти ответы на возникшие вопросы. Тогда у ребёнка появляются суждения, отражающие накопленный опыт, обостряется восприятие окружающего, появляется стремление к его осознанию, собственному истолкованию.