Екатерина Василенко
Консультация для родителей «В детский сад идти пора»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемы адаптации.
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению ребенка, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, а также другой стиль общения, отличный от домашнего. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.
Публикация «Консультация для родителей „В детский сад идти пора“» размещена в разделах
Медики, педагоги, психологи отмечают: период адаптации к дошкольному учреждению требует от ребенка большого нервного напряжения. Поэтому иногда период адаптации проходит настолько тяжело, что ребенок заболевает. Родители ищут причину болезни и находят ее обычно в простуде, инфекции. Но, как показывает опыт, нередко ребенок начинает болеть не потому, что он простудился или подхватил инфекцию, - чаще всего болезнь- ответная реакция ребенка на психоэмоциональное напряжение, которое угнетает защитные силы организма, причем тем сильнее, чем возбудимее ребенок.
ФОРМЫ АДАПТАЦИИ
Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Обычно видна надводная часть айсберга, а это поведение ребенка. Но и поведение приводит взрослых в смятение.
В новом детском коллективе ребенок постоянно находится как под током сильного нервно-психического напряжения, не прекращающегося ни на минуту. Он на грани стресса или в полной мере ощущает стресс.
Стресс, ощущаемый ребенком в период адаптации, идентичен по силе стрессу космонавта, отправляющегося в полет.
Адаптация определяется следующими факторами: состояние здоровья и уровень развития ребенка. Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями адаптации. Нервно и соматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой сон и аппетит дети хуже справляются с трудностями адаптационного периода, у них возникают стрессовые состояния, и, как следствие, они часто болеют.
Врачи и психологи различают три степени адаптации: легкую, среднюю и тяжелую.
Критерии степени тяжести адаптации:
• Эмоциональное состояние малыша
• Его отношение со сверстниками
• Отношения со взрослыми
• Сон и аппетит
• Частота и длительность острых заболеваний
Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
1) Легкая адаптация- поведение нормализуется в течение 10-15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения
2) Адаптация средней тяжести- сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса
3) Тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
ЭТАПЫ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три этапа адаптационного процесса:
1. Острая фаза- сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии; фаза длится в среднем один месяц
2. Подострая фаза- характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами; фаза длится 3-5 месяцев
3. Фаза компенсации- характеризуется убыстрением темпа развития, и дети к концу учебного года преодолевают задержку в развитии
Таким образом, адаптация у каждого ребенка проходит с соблюдением некоторых индивидуальных особенностей. Но и воспитателям, и родителям- словом всем взрослым, которые окружают ребенка в этот период, необходимо помнить, что причиной изменений в поведении и общем состоянии становится отнюдь не упрямство, а страх перед новым. Так же как и взрослые, дети боятся, не умея контролировать свои реакции. А значит, задачи родителей и педагогов- поддержать ребенка на сложном пути взросления.
ПРИНЦИПЫ И КРИТЕРИИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ
Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от взаимных установок семьи и сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.
Ребенок- величайшая ценность для родителей. Решение отдать его в детский сад может спровоцировать у них тревожность, беспокойство: там его обидят, не накормят, не переоденут и т. п.
Дети в 1,5-2 года не могут рассказать об испытываемом ими дискомфорте, поэтому передают информацию через плач, тревожное ожидание мамы. Появление нехарактерных для ребенка невротических симптомов тревожит и пугает родителей.
Повышенной тревожности, страхам, недоверию, фантазиям родителей способствует и закрытость дошкольных учреждений. Зачастую родители «сдают» ребенка в детский сад…как в камеру хранения, не зная, что происходит с ним в течение дня. Истерики ребенка усиливают нервное состояние родителей. Даже оставаясь внешне спокойными, они выдают собственное беспокойство: тревожный взгляд, разговор на повышенных тонах в семье, напряженный голос, влажная от волнения рука- масса мелочей, которые родители не осознают, но которые моментально считывает подсознание ребенка. Напряженное, тревожное состояние взрослых усиливает эмоциональное напряжение ребенка в детском саду. Передача чувств происходит моментально: ребенок улавливает стойкое отвержение детского сада родителями и тоже начинает испытывать страх и тревогу.
У родителей, плохо знающих специфику работы воспитателя, его личностные качества, особенности общения детей в группе, возникает предвзятое, негативное отношение, недоверие к сотрудникам детского сада : за ребенком не следят, воспитатели ничего не делают, дети предоставлены сами себе и т. п. А недоверие усиливает чувство тревоги, ожидание неприятностей. Если мама, придя за ребенком, увидит у него синяк, царапину, порванную одежду и т. п., то стойкое негативное отношение к детскому саду обеспечено.
В результате родители часто выбирают деструктивную стратегию адаптации: игнорирование сотрудников детского сада, демонстрацию агрессии, конфликтное поведение. Ребенок, чувствуя состояние родителей, начинает бессознательно подыгрывать им. Таким образом, адаптация ребенка и семьи затягивается на годы. Негативный опыт адаптации к ДОУ может отразиться на адаптации к школе, а возможно, скажется и в более поздние возрастные периоды.
Поступление в детский сад- серьезный шаг для всей семьи. И надо готовиться к этому новому этапу в жизни малыша тоже всей семьей. Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, малыш попадает в иные условия, существенно отличающиеся от семейных.
В семье родители являются постоянными воспитателями. В детском саду же воспитатели сменяют один другого, могут быть различны по характеру, требованиям, по тону общения.
В условиях воспитания детей раннего возраста в ДОУ индивидуальный подход к ребенку обуславливается, с одной стороны, знанием психических и физических его особенностей, с учетом его эмоционального настроения в данное время, состояния здоровья. С другой стороны, воспитатель строго согласует свои действия с программными задачами воспитания и развития малыша. Различный характер реагирования на поступки ребенка- также важная черта, которая отличает условия воспитания в семье от условий в детском саду.
Часто ребенок раннего возраста не может быстро и безболезненно привыкнуть к изменениям, особенно если ему в этом не помогают взрослые. Поэтому непременным условием благополучной адаптации является единство требований, приемов и методов воздействия, согласование тактики введения в систему общественного воспитания.
Дети, поступающие в детское учреждение, ведут себя не одинаково. Особенности их поведения в значительной мере определяются теми потребностями, которые сложились к моменту прихода в группу. Если до поступления в сад ребенок постоянно находился с мамой или бабушкой, то утром, когда его приводят в детский сад, с трудом расстается с родными. Затем весь день ожидает их прихода, плачет, отказывается от любых предложений воспитателя, не хочет играть с детьми. Он не садится за стол, протестует против еды, против укладывания спать, и так повторяется изо дня в день. Плач при уходе близкого человека, отрицательное отношение к персоналу, к детям группы, к предложению поиграть, но бурная радость при возвращении родных являются ярким показателем того, что у ребенка не развита потребность в общении с посторонними. Как правило, чем уже круг общения в семье, тем длительнее происходит адаптация ребенка в детском саду.
В практике нередки случаи, когда ребенок в первые дни приходит в группу спокойно, самостоятельно выбирает игрушки и начинает с ними играть. Но, получив, например, замечание от воспитателя, он резко и в отрицательную сторону меняет свое поведение. Следовательно, когда содержание общения воспитателя с ребенком удовлетворяет потребностям в нем, это общение формируется успешно, ребенок безболезненно привыкает к условиям жизни в детском саду. Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его желаниям, интересам, имеющемуся у него опыту.
Приходит время (у каждого свое, и адаптационный период заканчивается. Первые положительные сдвиги можно отметить в стабилизации эмоциональной сферы. Ребенок быстро успокаивается, расставшись с мамой, все реже плачет в течение дня. Спокойное состояние приводит к тому, что у малыша появляется аппетит. Со временем он перестает плакать при расставании с родителями, адекватно реагирует на предложения взрослого. У него появляются положительные сдвиги в поведении: отвечает на вопросы, в какой-то степени обслуживает себя, может заняться игрой. Это свидетельствует о завершении адаптационного периода. Самым последним и значительным показателем окончания адаптационного периода служит спокойный и достаточный по длительности сон малыша, как в дневное, так и в ночное время.
Памятка для родителей
Уважаемые родители! Приход ребенка в детский сад может стать для него радостным событием в его жизни, если Вы ему вовремя поможете.
1. Приучайте ребенка к режиму.
Не забудьте заранее познакомиться с режимом детского сада и максимально приблизить к нему условия воспитания в семье (более ранний подъем, время дневного сна и приема пищи, характер питания и пр.). Если у ребенка плохой аппетит, не кормите его насильно.
2. Как управляться с одеждой самостоятельно?
В период адаптации необходимо быть к ребенку особо внимательными и чуткими, но без лишнего заласкивания. «Пустяковая» проблема несамостоятельности может стать едва ли не главной причиной трудной адаптации детей к детскому саду.
Позаботьтесь о том, чтобы все вещи были максимально простыми и удобными, без лишних застежек и пуговиц. Обувь купите на липучках или молниях. Освоить шнурки ребенку трудно, поэтому пусть учится завязывать их дома без спешки. Шапку и шарф лучше заменить шапкой-шлемом- и в шею не надует, и надевать намного проще. Вместо рубашки приготовьте водолазку, вместо кофты- свитер. В общем, главное, чтобы ребенок быстро собирался на прогулку и был опрятным и аккуратным.
Чтобы ребенку было легко убирать свои вещи, позаботьтесь о петельках на одежде, удобных для ребенка. Сделайте маркировку одежды. Дома организуйте вешалку для верхней одежды так, чтобы она была доступна малышу и он мог самостоятельно после прогулки вешать свои вещи. Не делайте этого за ребенка, но наблюдайте за выполнением требования, помогайте ему, напоминайте, хвалите за то, что он сам убирает свои вещи на место.
Перед сном поставьте рядом с кроваткой ребенка стульчик для одежды. Приучайте его снимать одежду самостоятельно и складывать ее на стульчике, а утром надевать чистую одежду, которую вы приготовили. Стремитесь, чтобы ребенок знал названия одежды, правильно указывал на нее. Не торопите ребенка, сохраняйте спокойствие: навык самообслуживания требует усилий, терпения и многократных упражнений. Предоставьте ребенку возможность овладевать необходимыми навыками.