татьяна коновалова
Консультация для родителей «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.
В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Какой же язык мы оставляем детям? А ведь именно им строить и творить будущее.
Поэтический фольклор, являясь одной из важнейших вех эстетического воспитания ребенка, для самых маленьких «расцвечивает» их жизнь, эмоционально обогащает ребенка, воспитывает чуткое восприятие родного языка. С самого раннего возраста дети должны слышать произведения устного народного творчества, и незаменимым помощником здесь станет театр в детском саду, театральные игры.
Публикация «Консультация для родителей „Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Устное народное творчество
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
С приходом в детский сад у детей начинается адаптационный период, представляющий значительные трудности. При этом многие дети становятся плаксивыми, беспокойными, замкнутыми.
Во время тяжелого расставания с родителями особенно эффективно использование воспитателем малых фольклорных форм. Утром, во время приема, встречаем детей с яркой красочной игрушкой, чтобы переключить внимание ребенка на нее и сопровождаем ее движения чтением потешек. Знакомство с потешками начинается с рассматривания картинок. Даем возможность рассмотреть, рассказываем о персонаже потешки, объясняем новые слова. Дети всей группы учатся двигаться, говорить как лисичка, медведь, заяц, в зависимости от того, о ком потешка.
Таким образом потешка позволяет приучить ребенка к совместному образу жизни, к коллективу. Правильно подобранная потешка помогает установить контакт с малышом, пробудить чувство симпатии к воспитателю.
В группе можно создать театральный уголок, где будут храниться маски животных, людей, сделанные руками воспитателей, детей и родителей. Зритель превращается в участника представления после появления нескольких персонажей.
Театр доставляет ребенку много радости и удовольствия, формирует интерес к малым фольклорным формам. Положительные эмоции стимулируют активное внимание, пробуждают любовь к родному языку. Кроме того, фольклор включает в себя элементы театрального искусства.
Большое внимание должно уделяться русской народной сказке, которую лучше не читать, а рассказывать глядя на детей.
«Накину шаль на плечи, потихоньку постучусь в дверь, открываю и говорю детям «Я бабушка-сказочница, пришла сказку рассказать»».
Дети верят, что это бабушка, слушают сказочный голос, запоминают, а потом пересказывают манипулируя игрушками, имитируя интонацию воспитателя. В сказках дети знакомятся не только с героями, но и с предметами: русская печь, ступа и др. сказочки завершаем концовкой:
«Так они живут, пряники жуют, медом запивают, в гости поджидают».
Используя музыкальный фольклор, побуждаем детей сочетать пение с танцевальными движениями. Поем колыбельные песенки, которые успокаивают, настраивают на отдых – ласковые, негромкие, нежные.
Инсценировки по стихам – интонация нежности и заботы прекрасно отвечают цели: воспитанию доброты, заботы и любви к живому, даже если это пластмассовая игрушка.
Побуждаем детей отгадывать загадки :
«Идет мохнатый, бородатый, рогами помахивает, копытами постукивает».
Дети начинают думать, сопоставлять увиденное с услышанным.
Учим с детьми заклички, песенки:
«Дождик, дождик пуще, дадим тебе гущи. Дадим тебе ложку, хлебай понемножку».
Очень здорово, если будут использованы народные инструменты : дудочка, балалайка, деревянные ложки, а так же игрушки, картинки, с помощью которых предоставляется развернутая картина действий.
Во время игр необходимо стимулировать действенное участие ребенка: позови петушка, погладь, убаюкай. Эмоциональным изложение побуждаем к познавательной деятельности.
В период раннего детства наибольшего эффекта достигает индивидуальное общение с ребенком, поэтому по возможности чаще обращайтесь к каждому в отдельности.
Приобщение к народному творчеству играет важное значение в эстетическом воспитании ребенка, способствует развитию речи, обогащает словарный запас, развивает грамматический строй речи, правильное произношение, формирует любовь к прекрасному и зачатки нравственных чувств: любовь к своему народу, обычаям, традициям, богатству языка.