надежда савкина
Консультация для родителей «Умственное воспитание детей дошкольного возраста»
«Умственное воспитание детей дошкольного возраста»
Воспитатель : Савкина Н. А.
Всем родителям хочется, чтобы их ребенок был умным, чтобы можно было им гордится. Но не всегда бывает так.
Публикация «Консультация для родителей „Умственное воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Умственное развитие ребенка во многом будет зависеть от характера повседневного общения его со взрослыми, от влияния, которое оказывают на него родители, а также от того, насколько учитываются возможности детей, их возрастные и индивидуальные особенности.
Некоторые родители считают, будто с воспитанием детей можно не торопиться. «Пусть поиграет, пока мал», -- говорят они. В таких семьях дети обычно не приучены к умственному труду, волевому усилию. Они не могут соответственно своим возрастным возможностям выполнить поручение, не умеют доводить начатое дело до конца, сосредоточится на определенной деятельности, часто и беспорядочно переключаются с одного дела на другое и с трудом налаживают взаимоотношения со сверстниками.
Воспитатель, беседуя с родителями, обращает их внимание на недопустимость излишней опеки, ограничения инициативы ребенка. Это тормозит развитие его самостоятельности, отрицательно сказывается на овладении новыми знаниями и умениями.
Стремление к самостоятельности проявляется у ребенка очень рано. Едва научившись говорить, малыш уже настойчиво повторяет: «Я сам». Взрослым важно поддерживать это стремление. Ведь самостоятельно, скажем, одеваясь, он может не только приобрести соответствующие навыки, но и узнать (не без помощи взрослых) о назначении отдельных предметов туалета, свойствах материала.
В то же время нельзя и переоценивать возрастные возможности детей. Некоторые родители слишком рано начинают обучать ребенка чтению и письму, нанося тем самым вред его здоровью. Так несвоевременное и неумелое обучение малышей письму и чтению вредно сказывается на физическом их развитии: от долгого сидения за столом ухудшаются осанка и зрение, напряжение при письме может привести к деформированию кисти. Кроме того, неправильные навыки учебной деятельности, выработанные в дошкольном возрасте, усложняют усвоение школьной программы.
Воспитатель должен разъяснить родителям, как вредно отражается на здоровье ребенка, на его нервной системе сообщение сведений, подчас недоступных его пониманию, либо перегрузка разнообразными занятиями.
Определив примерный объем знаний, которыми должен владеть ребенок того или иного возраста, следует анкетировать внимание родителей на необходимости тренировки памяти, внимания, воли, способности анализировать свою деятельность.
О том, как развивать память, следует поговорить особо.
Хорошим упражнением для развития памяти является заучивание стихотворных текстов. Но и здесь нужна мера. Родители должны знать о том, что хотя ребенок дошкольного возраста легко и быстро запоминает наизусть длинные, часто даже непонятные ему стихи и целые страницы текста, злоупотреблять этим не надо, чтобы не допускать переутомления нервной системы ребенка.
Помочь выбрать стихи для заучивания дома с детьми разного возраста может воспитатель. Хороши произведения народного творчества. Они напевны, ритмичны; часто забавные сюжеты привлекают внимание ребят и легко запоминаются ими.
Заучивание и чтение стихов в семье должно приносить радость, не быть принудительным занятием.
Беседуя с родителями, следует предостеречь их от беспорядочного чтения произведений художественной литературы, содержание которых часто не соответствует возрасту ребенка.
Родителям следует серьезно и правильно относиться к вопросам детей.
Отвечать на детские вопросы – дело трудное, требующее знаний, огромного терпения и любви. Главное правило: ответ должен быть кратким, ясным и понятным ребенку данного возраста, произнесен доброжелательным тоном. Получаемая информация об окружающей жизни должна регламентироваться взрослыми и ограничиваться сведениями, доступными детям.
Раскрывая значение для умственного развития ребенка ознакомления его с окружающим, нужно подчеркнуть, как важно акцентировать внимание детей не на внешних, второстепенных признаках предметов и явлений, а на главном Для этого необходимо воспитывать у них умение наблюдать, рассматривать.
Родителям необходимо проводить наблюдения за природой и окружающей действительностью. В процессе знакомства с окружающим дети должны приобретать навыки пользования разнообразными предметами, чтобы у них формировалось правильное отношение к ним как к результату труда человека.
Ознакомление с трудом взрослых имеет целью воспитание уважения к их труду, помогает понять значение труда для всех, вызывает стремление подражать им.
Умственное развитие ребенка всегда происходит в активной практической деятельности.