Мария Есипова
Консультация для родителей «Учите детей любить животных»
▼ Скачать + Заказать документы
«Учите детей любить животных»
Животные обычно привлекают внимание детей своей подвижностью. Чаще всего дети замечают ярко окрашенных, блестящих животных, издающих громкие звуки. Заметив животное, ребенок возбуждается, показывает на него взрослым, просит поймать. Такие эмоции являются признаком возникающего познавательного интереса ко всему живому в природе, который необходимо всячески поддерживать, поощрять.
Публикация «Консультация для родителей „Учите детей любить животных“» размещена в разделах
Родители должны проявлять гуманное отношение к природе (животным) и воспитывать такое отношение к ним у детей. Встречаются люди, которые испытывают чувство брезгливости при виде червей, моллюсков, жаб, лягушек, чувство страха при виде змей, но при детях подчеркивать это не педагогично. Ведь переданное детям отрицательное отношение к животному влечет за собой стремление его убить. Если ребенок увидел какое – либо животное, надо обратить внимание малыша на окраску, особенности внешнего строения животного, рассказать, где оно обитает, чем питается и, наконец, сохранить максимум усилий для сохранения его жизни. Ребенка целесообразно убедить, что животное «хорошее», что его давить, бить нельзя («ему больно»). Каждый вид животных занимает в природном комплексе – биоценозе, свое определенное место, играет в нем определенную роль. В природе нет вредных и полезных животных, вредные и полезные виды существуют по отношению к человеку. Мы выделяем животных – паразитов, вредителей сельского и лесного хозяйства, переносчиков различных заболеваний. В дальнейшем детям необходимо привить отрицательное отношение к таким животным.
Для воспитания у детей правильного отношения к животным родителям необходимо иметь определенное представление о них, об их роли в природном комплексе, значении для человека. Эти знания передаются детям в семье и служат основой для воспитания любви и бережного отношения к природе.
Очень желательно, например, научить детей различать по внешнему виду насекомых до уровня отряда. Ребята должны знать бабочек, жуков, клопов, стрекоз, шмелей, пчел.
Бабочки легко отличаются от других насекомых по двум парам крыльев, покрытых чешуйками. Бабочки – украшение нашей природы. Часто в руки детей попадают различные бабочки – белянки, желтоватая лимонница, белая с четными жилками на крыльях – боярышница, и всем известная белая с одним или тремя пятнышками на крыльях – капустница. Эти бабочки – частые гости пустырей, огородов, окраин городов. Капустница в стадии гусеницы вредит капусте, гусеница боярышницы – опасный вредитель плодовых деревьев.
Боярышницу и капустницу желательно незаметно для ребенка уничтожить.
Интересную роль в природе играют жуки – могильщики. Они природные «санитары». К таким жукам необходимо бережное отношение. Дети часто замечают на заборах, старых пнях, деревянных постройках скопление красно – черных, мелких клопов – солдатиков. Они безвредны, ими можно любоваться, брать при желании в руки.
Из полезных насекомых следует отличить рыжих лесных муравьев. Их высокие куполообразные гнезда легко обнаружить в лесу. Они берутся на учет, огораживаются, охраняются, так как семья муравьев за день уничтожает до 100 тыс. насекомых – вредителей леса и их личинок.
Шмели исключительно полезны тем, что опыляют цветы клевера, которые практически не опыляются другими насекомыми.
Земноводные – лягушки, жабы и тритоны, уничтожают насекомых – вредителей сельского и лесного хозяйства и поэтому относиться к ним надо бережно. Жабы связаны с водой только в период размножения и часто встречаются в селениях человека. Они питаются червями, вредными жуками, клопами, гусеницами, голыми слизняками, причем ночью, когда птицы отдыхают. Если ребенок увидел жабу и взял ее в пуки их надо вымыть, так как слизь при попадании в глаза может вызвать небольшое раздражение.
Наибольшую роль в уничтожении насекомых – вредителей сельского хозяйства и леса играют различного вида синицы, дятлы и поползни.
Летом птиц можно определять по голосам. Для этого желательно несколько раз послушать пластинки с записью голосов птиц в природе.
В летнее время дети нередко находят гнезда птиц и выпавших из них птенцов. Гнезда ни в коем случае трогать нельзя. Выпавших из гнезда птенцов брать домой, и пытаться выкормить тоже не следует. Выкормить можно только птенцов ворон и сорок.
В возрасте пяти – шести лет ребенку свойственно собирательство. Иногда дети собирают моллюсков из-за раковин, бабочек для коллекций. Собирательство необходимо направить в правильное русло. Уничтожать животных в целях собирательства ни в коем случае нельзя. С ребенком можно собирать опавшие листья, составлять из них букеты, желуди и шишки. Исследовательские интересы рождаются при непосредственном контакте с животными, в небольшом домашнем уголке живой природы. В уголок подбираются животные не опасные для здоровья ребенка, не требующие сложного ухода: хомячки, черепахи, кошки или собаки. Всем доступно содержание небольшого комнатного аквариума.
Для домашнего чтения ребенку желательно подбирать книги о природе и ее изучении и охране. Это рассказы В. Бианки, В. Чанлиной, А. Скребицкого.
В семье важно постепенно знакомить ребенка с видовым составом животных местного края их взаимосвязью с окружающей природой, практическим значением для человека. Дети должны быть приучены бережно относиться ко всему живому в дикой природе.