Елена Петрова
Консультация для родителей «Учимся отгадывать загадки»
▼ Скачать + Заказать документы
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов.
Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и логического мышления, умственных реакций.
Публикация «Консультация для родителей „Учимся отгадывать загадки“» размещена в разделах
Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.
В возрасте 3-4 лет тематика загадок ограничена небольшим жизненным опытом ребёнка. Это загадки об игрушках, домашних животных, некоторых предметах быта, о продуктах питания. Отличительной чертой являются яркие, характерные признаки внешнего вида (форма, цвет, величина, качества и свойства, которые дети хорошо знают.
Мягкие лапки,
а в лапках цап-царапки (кошка).
Прыг-скок, прыг-скок,
Длинные уши, белый бок (заяц).
Мохнатенькая, усатенькая,
Молочко пьёт, Песенки поёт (кошка).
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
Хвост колечком (собака).
В шкурке жёлтой, кислый он,
Называется … (лимон)
Загадки в этом возрасте не должны быть слишком подробными, так как многочисленные признаки ребёнку трудно запомнить и соотнести между собой.
Для детей 4-5 лет тематика загадок значительно разнообразней: о домашних и диких животных, предметах домашнего обихода, одежде, продуктах питания, явлениях природы, о средствах передвижения. Рекомендуем загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки
Белые … (снежинки).
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Песни распевает,
Время считает (петух).
Стукнешь о стенку - А я отскачу.
Бросишь на землю - А я поскачу.
Я из ладоней в ладони лечу -
Смирно лежать не хочу (мяч).
В 5-6-летнем возрасте у детей проявляется чуткость к смысловым оттенкам слова, они начинают понимать смысл образных выражений в литературных произведениях. Тематика загадок разнообразна: о животных, птицах, рыбах, насекомых, растениях, явлениях природы, предметах обихода и орудиях труда, средствах передвижения, связи и информации, о спорте, человеке, книге.
Маленькая собачка
Домик стережёт (замок).
Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут (мяч).
Над нами - Вверх ногами.
Ходят - не страшатся,
Никого не боятся (мухи).
Без рук, без ног,
А рисовать умеет (мороз).
В воде она живёт -
Нет клюва, а клюёт.
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой (рыбка).
Возраст 6-7 лет характеризуется достаточным жизненным опытом, наблюдательностью, способностью к рассуждению, поэтому загадки предлагаются такие, которые можно отгадать только после длительных неоднократных наблюдений за одним явлением.
Чёрен, а не ворон,
Рогат, а не бык,
С крыльями,
а не птица (жук).
Всегда во рту,
А не проглотишь (язык).
В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий.
И на много-много лет
Оставляет чёрный след (карандаш).
Таким образом, загадки нужно загадывать ребёнку в соответствии с его возрастом. Загадки развивают мышление и речь, внимание и наблюдательность.