МБУ Центр ППМСП Суземского района
Консультация для родителей: «Ты наш друг — трудный звук [Р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное учреждение
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Суземского района
«Ты наш друг – трудный звук Р!»
подготовила: учитель – логопед МБУ «Центр ППМСП» Волкова О. Н.
Публикация «Консультация для родителей: „Ты наш друг — трудный звук [Р]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буква Р. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
В логопедической практике довольно часты обращения родителей с просьбой помочь в постановке у детей, наверное, одного из самых «трудных звуков» - звука [Р]. И это вовсе не случайно, поскольку этот сложный вибрант осваивается дошкольниками не всегда быстро и правильно. Этому есть несколько причин, наиболее распространёнными из которых являются короткая, приращенная уздечка, аденоиды, стойкое сформировавшееся горловое произношение звука и другие.
Для того, чтобы правильно артикулировать заданный звук, нужно, чтобы язык не просто удерживался в верхнем положении, как при произнесении шипящих или Т — Д, но и некоторое время вибрировал. Также для правильного произнесения этого звука необходимо участие носового резонанса, поскольку сам звук сонорный. Естественно, что для нас, взрослых, давно овладевших правильной техникой произнесения этого звука, всё довольно просто и понятно, ведь навык уже достаточно закреплён в речи. Однако ребёнку, прежде чем освоить данный звук, придётся осваивать всё это по этапам. Для того, чтобы успешно и быстро научиться «зарычать», нужна определённая база навыков, включающая в себя формирование сильного речевого выдоха, умение сделать язык широким и удерживать его за альвеолами, подготовленная подъязычная связка.
Если язык будет узкий, напряженный, выдох слабый, направленный не на кончик языка, мы не получим хороший, красивый, качественный звук. Поэтому хочется предупредить многих родителей о том, чтобы не заставляли малыша изначально пытаться «рычать». В этом случае может получиться горловой, картавый звук или боковой, когда вибрирует не кончик, а корень языка, бок, иногда щека. А это дополнительная работа и для педагога, и для ребёнка, поскольку переучивать всегда сложнее, чем ставить звук с нуля. Даже если специалист сумеет добиться чистого звучания с горлового звука, то все равно придется очень длительное время наблюдать, как в повседневной речи ребенок периодически уходит на дефект, картавит. Дело в том, что сформировавшийся ранее патологический рефлекс очень сложно поддается исправлению.
Для постановки звука необходимо провести подготовительную работу, которая включает в себя несколько этапов:
-артикуляционная гимнастика;
-дыхательные упражнения;
-голосовые упражнения;
-логопедический массаж.
Суть этой работы заключается в том, чтобы научить ребенка удерживать широкий язык за верхними зубами и стучать по альвеолам.
В этом нам помогут следующие упражнения артикуляционной гимнастики: «грибок», «насос», «маляр», «дятел», «лошадка», «чашечка», «блинчик», «трубочка». Можно использовать в работе и другие упражнения «гимнастики для язычка». Это поможет улучшению артикуляционной моторики, укреплению мышц речевого аппарата. В комплексе работы также эффективны и необходимы дыхательные упражнения, суть которых заключаются в том, чтобы дуть сильно и целенаправленно. Можно поиграть с малышом в такие игры как, «футбол» - сдуваем ватку с носа и с языка, «задуй свечу», или же просто выдувать мыльные пузыри. При этом нужно следить, чтобы не напрягались губы и не надувались щеки. В работе над постановкой звука [Р ] не менее важны и голосовые упражнения. Для этого нужно учиться тянуть гласные звуки и разрабатывать носовой резонатор с помощью сонорных звуков М, Н и Л. Их нужно стараться произносить как можно дольше. Также действенным в работе над постановкой звука Р является логопедический массаж, простейшие приёмы которого, можно проводить и в домашних условиях.
Конечно, приёмов постановки звука Р существует довольно много, но одними из наиболее оптимальных я считаю следующие: постановка от упражнения артикуляционной гимнастики «грибок», от упражнения «заводим моторчик», обычное вызывание звука по подражанию, от упражнения «болтушка». О каждом из них я расскажу подробнее.
ПОСТАНОВКА ОТ «ГРИБКА»
От «грибка». Язык присосать к небу и дуть на кончик языка, при этом произносить различные вариации вариации звуков : дуть ТСС, ДЗЗ, ДЖЖ, ТШШ, просто Т или Д. Если язык падает придерживать его зондами или просто указательными пальцами в районе коренных зубов. Этот способ хорош тем, что звук получается всегда идеальным и правильным, при условии, если все подготовительные этапы усвоены ребёнком.
Обычно в начале получается трещотка — ДРРР, которую легко обработать и превратить в Р. Но он и самый долгий по времени, потому что научиться делать грибок не всегда получается быстро, если у ребенка проблемы с тонусом или прикусом. Это единственный способ исправить неправильно артикулируемый звук : боковой, горловой, одноударный. Но нужно иметь в виду, если грибок выполняется неправильно, язык не присасывается к небу, а просто поднимается вверх или заворачивается назад, то звук не получится. Или малыш дует не на кончик языка, тоже не выходит.
ЗАВОДИМ «МОТОРЧИК»
Это также популярный и известный способ постановки звука, при котором. широкий язык, как «парус» нужно поднять вверх, упираясь в альвеолы, а затем проводить по его средней части шариковым зондом, ватной палочкой или пальцем и произносить ДДДДД или фрикативный ДЗЗЗЗ. В результате происходить желаемая вибрация. Для правильного выполнения этого упражнения необходимо, чтобы выдох был достаточно сильным, а язык широким, для этого он должен быть достаточно разработан. При узком и толстом языке, а также при слабом выдохе, звук поставить очень сложно.
ВЫЗЫВАНИЕ ЗВУКА
Одним из популярных способов является способ — вызывать звук. Можно попросить ребенка попытаться подражать рычанию тигренка или карканью вороны, учиться говорить, наконец, Р. Но в этом способе есть свои недостатки: заставляя ребенка рычать, произносить слова с этим звуком или говорить скороговорки родители добиваются дефектного звучания, малыш картавит каким-нибудь экзотическим способом, от которого потом сложно отучить.
БОЛТУШКА
Суть этого упражнения состоит в том, что ребенок быстро-быстро проводит языком по небу вперед назад, издавая при этом разные звуки. Для постановки Р, то РЬЯ-РЬЯ или что-то похожее на БРЛ-БРЛ. Часто удается таким способом вызвать одноударный Р или РЬ, который затем укрепить и усилить, превратив в РРРР или ДРРРР.
Также в работе при постановке звука необходимо учитывать индивидуальный подход к каждому ребёнку. Так. если дети уже умеют делать трещотку — «стрелять как автомат», тогда ставим от ДР. Иногда при выполнении артикуляционной гимнастики сразу получается одноударный Р (без долгой вибрации). Остается только добиться долгой вибрации. Несколько осложняется работа над постановкой звука при дизартрии. В этом случае требуется тщательная проработка голоса. Но если нет аденоидита, звук ставится относительно быстро, порой даже раньше свистящих и шипящих.
ПОСТАНОВКА МЯГКОГО И ТВЕРДОГО ЗВУКА
Бывает, что требуется постановка звука Р мягкого от твердого, который ставится быстрее. А мягкий РЬ вызывает затруднение, вообще не произносится или, например, РЯ произносится как РЬЯ. В этом случае надо продолжать делать гимнастику (грибок, парус, маляр). Проводить дифференциацию произношения Р и йотированных, объясняя ребенку разницу в положении языка.
Иногда наоборот, нужна постановка твердого Р от мягкого Р (РЬ). Если мягкий РЬ одноударный, тогда надо добиваться длительной вибрации сначала РЬРЬРЬ переводя ее в РРР. Укреплять кончик языка массажем и усиливать его чувствительность (присасывать кончик к верхней губе, альвеолам, «цокая, как белка»). Затем отрабатывать разность произношения мягкого РЬ и твердого Р в слогах и словах.
В любом случае для успешной постановки звука Р в кратчайшие сроки поощряйте своего ребёнка за правильно выполненные задания, проводите занятия в игровой форме, вызывая интерес у малыша, устанавиливайте положительный эмоциональный настрой и уверенность в том, что у вас всё непременно получится. И тогда этот «трудный» звук станет верным помощником и другом для вашего малыша в овладении речью, а в будущем чтением и письмом.