Вера Соловьянова
Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей из опыта работы
Тема: «Наблюдения в природе»
Воспитатель : Соловьянова В. А.
ст. Суворовская 2014г.
Труд детей в природе является одним из видов труда дошкольника.
Публикация «Консультация для родителей „Трудовое воспитание детей“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов укрепляет нервную систему. Большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия. Труд в природе спо-собствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспиты-вает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважения к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Любить природу - это значит воссоздавать и приумножать богатство нашей Родины, бережно относится к живому, к результатам труда. Выполняя те или иные трудовые действия, дети сталкиваются с различными свойствами почвы, растений и познают эти свойства. Труд в природе тесно связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессах, орудиях труда. Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им и радость, Работая на участке (в огороде, цветнике, ягоднике, а также в уголке природы, дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений. Ребенка младшего дошкольного возраста приучают к выполнению простейших поручений взрослых: с помощью воспитателя кормить рыбок, птиц, кроликов поливать комнатные растения, вытирать большие листья, сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения на грядках, собирать овощи.
В средней группе дети выполняют трудовые поручения самостоятельно: в уголке природы поливают растения, протирают крупные плотные листья, рыхлят землю, кормят животных, меняют им воду; на участке вместе со взрослыми выращивают овощи, цветы.
Старших дошкольников необходимо приучать работать во все времена года. Осенью на своем участке дети могут убирать овощи, собирать семена сгребать листья для сжигания, свозить ботву в ямы, принимать участие в пересадке растений из грунта в уголок природы, в переполке гряд и клумб в посадке растений и кустарников; зимой убирать снег на дорожках, под-кармливать зимующих птиц, ухаживать за обитателями уголка природы, вы-ращивать для них корм. Весной перекапывать, рыхлить землю, делать гряд-ки и клумбы, сеять крупные и мелкие семена, ухаживать за растениями на огороде, в саду, в цветнике. Летом - рыхлить землю, поливать, прореживать, пропалывать, подвязывать растения, собирать урожай. Уметь правильно пользоваться лопатой, совком, граблями, лейкой. Важно формировать привычку работать по собственному почину, а не только по предложению воспитателя.
Труд в природе имеет специфику. Это единственный вид производитель-ного труда, доступный детям дошкольного возраста. Конечная цель - вы-растить овощи, ягоды, цветы - результаты труда конкретны и понятны ре-бенку, но они не могут быть достигнуты быстро. Цель отдалена во времени и требует от ребенка длительных физических и умственных усилий, повсед-невной кропотливой работы. Одно из условий эффективности всякой работы - правильная организация труда. Существуют различные формы органи-зации трудовой деятельности. Широкое распространение получила организация фронтальных трудовых процессов, проводимых в виде занятий. Усвоение знаний и формирование трудовых навыков должно происходить не только на специально организованных занятиях, но преимущественно в повседневном труде. В процессе обучения детей большое место должен занимать совместный труд ребенка и взрослого. Наиболее приемлемыми формами для решения воспитательных задач считают организацию труда в форме различного рода поручений: индивидуальных и групповых. Они могут быть длительными, систематическими, кратковременными или эпизодическими.
Труд следует дозировать. Длительность трудового процесса зависит от характера труда, возраста и возможностей ребенка. Процессы труда необходимо чередовать, учитывая его характер. Менее напряженные процес-сы должны сменяться более напряженными, работа - отдыхом. Детское обо-рудование должно соответствовать росту и силам детей, быть правильной конструкции. 7 детей следует воспитывать бережное отношение к инвентарю (правильно его хранить, чистить, мыть, убирать после работы). Использование инвентаря должно сочетаться с культурой труда : приучать ребенка к тощ, что рабочее место всегда содержится 'в порядке, а все подсобные орудия для наведения порядка находятся под рукой. При орга-низации трудовой деятельности на участке следует соблюдать гигиенические правила: работать не в жаркие часы дня, а утром и вечером. Рабочая поза детей должна быть правильной. При рыхлении тело должно быть выпрямленным, при переносе вода ведра и лейки дети должны носить в двух руках. Ведущей формой организации труда в уголке природы считаются дежурства: дети объединяются в группы и выполняют трудовые обязанности длительностью от 2 до 3-4 дней. Группы комплектуются таким образом, чтобы вместе с детьми, имеющими опыт, дежурили и новички. Это мы используем в своей работе. Так как наша группа пополняется новыми детьми, мы провели 2 занятия по дежурству детей в уголке природы : одно занятие осенью, а одно после нового года. Научили детей определять необходимость поливки разными способами. Рассказали о правильном уходе за растениями. 7 каждого растения свои условия жизни на родине. Растения пустыни надо поливать реже, так как дожди в пустыне редкие, но сильные, растения впитывают много воды и долго ее сохраняют. Цветы кактуса распускаются только ночью. Очень нежные красивые цветы среди иголочек. Этот цветок называют "королевой ночи". Фикус в Индии достигает высоты 30 метров, а его листья - до I метра, из сока фикуса вырабатывают каучук, из которого потом делают резиновые игрушки, галоши. Дети умеют неплохо описывать внешний вид растений, загадывая загадку для детей. Это вы видели при просмотре труда в уголке природы.
Однажды я задала детям вопрос "Какую работу в нашей группе вы любит выполнять?" Вот ответы детей : Катя Шевченко: "Я люблю ухаживать за цветами". Виталик Набоков: "Я люблю дежурить по столовой". Сережа Родионов : "Я люблю дежурить по занятиям".
Осенью дети все принимали участие в расчистке участка от опавших листьев, собирали их в кучи, носили на носилках на хоздвор. Зимой рас-чищали участок подгруппой детей, т. к. не все родители сделали своим детям лопаты.
Однажды я провела беседу с детьми. Вопрос был такой: "На улице тепло ярко светит солнце. Дети собираются на прогулку и зовут тебя с собой. А ты дежурный по уголку природы - цветы сухие, рыбки хотят есть. Как бы ты поступил?" Ответы детей :
Лена Д: "Я пойду дежурить, потому что надо помогать, надо поливать цветы, надо кормить рыбок".
Кристина Н: "Я бы полила цветочки, покормила бы рыбок, а потом пошла бы гулять. А ребятам сказала бы "Подождите меня".
"Кто бы поступил иначе? - спросила я. Других ответов не было.
Мальчикам задала другой вопрос. "Ты и Оксана подметаете вдвоем ве-ранду. Оксаны сломался веник. Как ты поступишь?" Ответ Андрея К. : "Я буду подметать, а Оксане принесу веник, попрошу у Натальи Александровны". Ответ Саши Ф. : "Я дам ей свой". Почему? - спросила я. "Потому что девочкам надо помогать".
Ответы детей говорят о сознательном отношении детей к дежурству, о том, что они не оставят в беде своего товарища.