Елена Липатова
«Трудовое воспитание детей средней разновозрастной группы» (из личного опыта)
▼ Скачать + Заказать документы
«Трудовое воспитание детей
средней разновозрастной группы» (из личного опыта)
(выступление на пед. совете)
«Нет и не может быть воспитания вне труда
и без труда,
потому что без труда во всей его сложности
человека нельзя воспитывать»
В. А. Сухомлинский
Воспитатель : Липатова Е. М.
Публикация «„Трудовое воспитание детей средней разновозрастной группы“ (из личного опыта)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
МДОБУ Петровский детский сад – 2015г.
Деятельность педагога всегда регламентируется документами. Основные документы, на основе которых я строю свою работу в ДОУ - ФГОС ДО, «Детство примерная общеобразовательная программа» и «Основная образовательная программа дошкольного образования МДОБУ Петровский детский сад»
ФГОС ДО рассматривает трудовое воспитание ребенка в рамках области «Социально-коммуникативное развитие»
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и
ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные
ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и
сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального
интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование
готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование
уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к
сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных
установок к различным видам труда и творчества; формирование основ
безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Детство: примерная образовательная программа дошкольного образования перед каждым возрастом ставит задачи. Задачи по трудовому развитию рассматриваются отдельно от других направлений в области «Социально-коммуникативное развитие»
Группа, в которой я работаю, является разновозрастной, в ней присутствую дети четвертого и пятого года жизни. Т. О. при планировании свое деятельности по трудовому развитию я руководствуюсь задачами обеих возрастных категорий.
Развиваем ценностное отношение к труду (2-ая младшая группа)
Задачи образовательной деятельности
1. Развивать интерес к труду взрослых в детском саду и в семье, представления о
конкретных видах хозяйственно-бытового труда, направленных на заботу о детях
(мытье посуды, уборка помещений детского сада и участка и пр.).
2. Воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам как результатам
труда взрослых.
3. Приобщать детей к самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание,
способствовать развитию самостоятельности, уверенности, положительной
самооценки.
Задачи образовательной деятельности (средняя группа)
1. Формировать представление об отдельных профессиях взрослых на основе
ознакомления с конкретными видами труда; помочь увидеть направленность труда на
достижение результата и удовлетворение потребностей людей.
2. Воспитывать уважение и благодарность взрослым за их труд, заботу о детях.
3. Вовлекать детей (в объеме возрастных возможностей) в простейшие процессы
хозяйственно-бытового труда — от постановки цели до получения результата труда;
при поддержке взрослого развивать умение контролировать качество результатов
своего труда (не осталось ли грязи, насухо ли вытерто, убраны ли на место
инструменты и материалы).
4. Способствовать дальнейшему развитию самостоятельности и уверенности в
самообслуживании, желания включаться в повседневные трудовые дела в детском саду
и семье.
Всю свою работу по приобщению детей к труду я разделяю на следующие этапы:
- самообслуживание;
- дежурство на занятиях и по столовой;
- труд детей в природе (на прогулках);
- труд в уголке природы.
Все умения и навыки, представления об окружающем дети получают в процессе игры. Трудовое воспитание ребенка не является исключением. Подумайте сами, куда интереснее идти умываться, если знаешь потешку про умывание, или нужно помочь «девочке Грязнульке» и научить ее правильно умываться, куда интереснее не просто подметать дорожки, а быть помощником дворника, помочь няне накрыть на стол и т. д.
Работа в разновозрастной группе требует большей подготовки, чем в группе с чистым возрастом, но в этом есть и свои плюсы. Старшие дети становятся помощниками воспитателя и знакомят с традициями группы малышей, помогают им во всем. Приобщение детей к труду организуется через трудовые поручения, которые усложняются с возрастом. Детям очень нравится помогать взрослым и в нашей работе нужно поддерживать инициативу ребенка, поощрять его деятельность.
Для организации дежурства в нашей группе оборудован уголок «Наши дежурные», где каждое утро выбирается дежурный на весь день. При подготовке к занятиям дети раздают непроливайки, доски для лепки, тарелочки для клея, кисточки, раздаточный материал. Дети принимают участие при мытье игрушек.
В нашей группе организован уголок природы. В уходе за комнатными растениями у детей развивается кругозор, трудовые навыки. Ребята поливают цветы, протирают пыль с листьев растений, опрыскивают их, рыхлят почву. Обычно данную работу я организую в парах: сравниваем способы ухода за разными видами листьев (с ворсинками и гладкими, мелкими и крупными и т. п., старший ребенок становится наставником для младшего (с помощью показа и объяснения происходит взаимодействие детей). Весной на подоконниках группы организуем мини огород, что способствует ознакомлению детей с особенностями выращивания овощных культур. Летом дети совместно с воспитателем ухаживают за огородом на территории ДОУ. Детям очень нравится поливать огород, наблюдать за ростом растений. Особенно активно принимают участие при сборе урожая.
Труд во время прогулки организую различными способами : «трудовой десант» по сбору мусора на площадке (листья и веточки, «маленькие помощники» сгребание снега, подметание дорожек, прочищение дорожек к кормушкам, насыпать корм в кормушки, полить клумбы.
В самостоятельной деятельности детей происходит знакомство с трудом взрослых, для этого создана благоприятная развивающая среда, которая в свою очередь является мобильной (СРИ – «Больница» «Магазин», «Дом», «Гараж», «Пожарные», настольно-печатные игры «Кому что для профессии нужно», «Кто кем работает», сюжетные и предметные картинки и т. п.) Негласное правило в нашей группе – «Поиграл игрушками- убери их на место».
Все вышесказанное организуется в режимных моментах. В процессе непосредственно образовательной деятельности дети знакомятся с профессиями людей, их важности в жизни общества. Работу по ознакомлению с трудом взрослых я начала с самого близкого и доступного: с наблюдения за работой няни в своей группе. Постепенно дети познакомились с процессами труда, которым занимается повар, дворник, прачка и другие сотрудники ДОУ. После наблюдения организуется беседа, в конце которой обязательно задаю вопрос «А как можно помочь в этом труде взрослым?». Проживание в сельской местности позволяет знакомить детей с профессиями людей на селе. Для этого организуются экскурсии: на пекарню, в поле к комбайнеру, в мастерские и т. п. Дети оживленно рассказывают о работе своих родителей.
Успех трудового воспитания во многом зависит от совместной работы ДОУ и семьи. Для этого с моей стороны организуются беседы с родителями, консультации, информация на папке-раскладушке. В группе организуются выставки «Вот какие мы большие», «Мамины помощники».
Знакомство детей с трудом взрослых расширяет кругозор, воспитывает инициативность в трудовых поручениях, воспитывает уважение к труду взрослых, любовь к окружающему.
Литература:
• Детство: примерная образовательная прорграмма дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2014.-208с.
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва
• "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования