МААМ-картинки

«Трудовое воспитание детей средней разновозрастной группы» (из личного опыта)

Елена Липатова
«Трудовое воспитание детей средней разновозрастной группы» (из личного опыта)
▼ Скачать + Заказать документы

«Трудовое воспитание детей

средней разновозрастной группы» (из личного опыта)

(выступление на пед. совете)

«Нет и не может быть воспитания вне труда

и без труда,

потому что без труда во всей его сложности

человека нельзя воспитывать»

В. А. Сухомлинский

Воспитатель : Липатова Е. М.

Публикация «„Трудовое воспитание детей средней разновозрастной группы“ (из личного опыта)» размещена в разделах

МДОБУ Петровский детский сад – 2015г.

Деятельность педагога всегда регламентируется документами. Основные документы, на основе которых я строю свою работу в ДОУ - ФГОС ДО, «Детство примерная общеобразовательная программа» и «Основная образовательная программа дошкольного образования МДОБУ Петровский детский сад»

ФГОС ДО рассматривает трудовое воспитание ребенка в рамках области «Социально-коммуникативное развитие»

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и

ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные

ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и

сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и

саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального

интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование

готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование

уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к

сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных

установок к различным видам труда и творчества; формирование основ

безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Детство: примерная образовательная программа дошкольного образования перед каждым возрастом ставит задачи. Задачи по трудовому развитию рассматриваются отдельно от других направлений в области «Социально-коммуникативное развитие»

Группа, в которой я работаю, является разновозрастной, в ней присутствую дети четвертого и пятого года жизни. Т. О. при планировании свое деятельности по трудовому развитию я руководствуюсь задачами обеих возрастных категорий.

Развиваем ценностное отношение к труду (2-ая младшая группа)

Задачи образовательной деятельности

1. Развивать интерес к труду взрослых в детском саду и в семье, представления о

конкретных видах хозяйственно-бытового труда, направленных на заботу о детях

(мытье посуды, уборка помещений детского сада и участка и пр.).

2. Воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам как результатам

труда взрослых.

3. Приобщать детей к самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание,

способствовать развитию самостоятельности, уверенности, положительной

самооценки.

Задачи образовательной деятельности (средняя группа)

1. Формировать представление об отдельных профессиях взрослых на основе

ознакомления с конкретными видами труда; помочь увидеть направленность труда на

достижение результата и удовлетворение потребностей людей.

2. Воспитывать уважение и благодарность взрослым за их труд, заботу о детях.

3. Вовлекать детей (в объеме возрастных возможностей) в простейшие процессы

хозяйственно-бытового труда — от постановки цели до получения результата труда;

при поддержке взрослого развивать умение контролировать качество результатов

своего труда (не осталось ли грязи, насухо ли вытерто, убраны ли на место

инструменты и материалы).

4. Способствовать дальнейшему развитию самостоятельности и уверенности в

самообслуживании, желания включаться в повседневные трудовые дела в детском саду

и семье.

Всю свою работу по приобщению детей к труду я разделяю на следующие этапы:

- самообслуживание;

- дежурство на занятиях и по столовой;

- труд детей в природе (на прогулках);

- труд в уголке природы.

Все умения и навыки, представления об окружающем дети получают в процессе игры. Трудовое воспитание ребенка не является исключением. Подумайте сами, куда интереснее идти умываться, если знаешь потешку про умывание, или нужно помочь «девочке Грязнульке» и научить ее правильно умываться, куда интереснее не просто подметать дорожки, а быть помощником дворника, помочь няне накрыть на стол и т. д.

Работа в разновозрастной группе требует большей подготовки, чем в группе с чистым возрастом, но в этом есть и свои плюсы. Старшие дети становятся помощниками воспитателя и знакомят с традициями группы малышей, помогают им во всем. Приобщение детей к труду организуется через трудовые поручения, которые усложняются с возрастом. Детям очень нравится помогать взрослым и в нашей работе нужно поддерживать инициативу ребенка, поощрять его деятельность.

Для организации дежурства в нашей группе оборудован уголок «Наши дежурные», где каждое утро выбирается дежурный на весь день. При подготовке к занятиям дети раздают непроливайки, доски для лепки, тарелочки для клея, кисточки, раздаточный материал. Дети принимают участие при мытье игрушек.

В нашей группе организован уголок природы. В уходе за комнатными растениями у детей развивается кругозор, трудовые навыки. Ребята поливают цветы, протирают пыль с листьев растений, опрыскивают их, рыхлят почву. Обычно данную работу я организую в парах: сравниваем способы ухода за разными видами листьев (с ворсинками и гладкими, мелкими и крупными и т. п., старший ребенок становится наставником для младшего (с помощью показа и объяснения происходит взаимодействие детей). Весной на подоконниках группы организуем мини огород, что способствует ознакомлению детей с особенностями выращивания овощных культур. Летом дети совместно с воспитателем ухаживают за огородом на территории ДОУ. Детям очень нравится поливать огород, наблюдать за ростом растений. Особенно активно принимают участие при сборе урожая.

Труд во время прогулки организую различными способами : «трудовой десант» по сбору мусора на площадке (листья и веточки, «маленькие помощники» сгребание снега, подметание дорожек, прочищение дорожек к кормушкам, насыпать корм в кормушки, полить клумбы.

В самостоятельной деятельности детей происходит знакомство с трудом взрослых, для этого создана благоприятная развивающая среда, которая в свою очередь является мобильной (СРИ – «Больница» «Магазин», «Дом», «Гараж», «Пожарные», настольно-печатные игры «Кому что для профессии нужно», «Кто кем работает», сюжетные и предметные картинки и т. п.) Негласное правило в нашей группе – «Поиграл игрушками- убери их на место».

Все вышесказанное организуется в режимных моментах. В процессе непосредственно образовательной деятельности дети знакомятся с профессиями людей, их важности в жизни общества. Работу по ознакомлению с трудом взрослых я начала с самого близкого и доступного: с наблюдения за работой няни в своей группе. Постепенно дети познакомились с процессами труда, которым занимается повар, дворник, прачка и другие сотрудники ДОУ. После наблюдения организуется беседа, в конце которой обязательно задаю вопрос «А как можно помочь в этом труде взрослым. Проживание в сельской местности позволяет знакомить детей с профессиями людей на селе. Для этого организуются экскурсии: на пекарню, в поле к комбайнеру, в мастерские и т. п. Дети оживленно рассказывают о работе своих родителей.

Успех трудового воспитания во многом зависит от совместной работы ДОУ и семьи. Для этого с моей стороны организуются беседы с родителями, консультации, информация на папке-раскладушке. В группе организуются выставки «Вот какие мы большие», «Мамины помощники».

Знакомство детей с трудом взрослых расширяет кругозор, воспитывает инициативность в трудовых поручениях, воспитывает уважение к труду взрослых, любовь к окружающему.

Литература:

Детство: примерная образовательная прорграмма дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2014.-208с.

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва

• "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Публикации по теме:

Я люблю свою профессию Я работаю с детьми, и это настоящее счастье, удовольствие, творчество и самовыражение. Воспитывая детей – я воспитываюсь сама – искренности,.

Особенности труда детей дошкольного возрастаОсобенности труда детей дошкольного возраста Особенности труда детей дошкольного возраста Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Трудовое воспитание детей средней разновозрастной группы» (из личного опыта)
Опубликовано: 26 марта 2015 в 12:46
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Трудовое воспитание детей средней разновозрастной группы» (из личного опыта)» (включая файлы) размещена пользователем Елена Липатова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД