Любовь Мартынова
Консультация для родителей «Трудолюбие, послушание и ответственность в сказках»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 167»
Трудолюбие, послушание и ответственность в сказках
Выполнила: воспитатель
первой квалификационной категории
Мартынова Л. В.
г. Оренбург, 2021
Публикация «Консультация для родителей „Трудолюбие, послушание и ответственность в сказках“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Всем известна такая яркая русская народная сказка как «Гуси-лебеди». В ней заложены сразу три нравственные параллели, это – трудолюбие, послушание и ответственность. Они помогают детям понять, что нужно всегда относиться с вниманием к окружающим, даже если сам находишься в тяжелой ситуации. Вообще сочувствие в бедах и невзгодах другого человека признано в народе самым высоконравственным чувством, которое подчеркивает богатство души человека. Протяни руку помощи, поделись последним, одобри, утешь, постарайся избавить от страданий. По мнению народа, сострадание, содействие и сочувствие являются основами человечности отельного индивидуума. Именно в этом заключена самая основная цель воспитания с помощью сказки.
Проблемы детского послушания находят свое отражение в таких сказках как «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и т. д. Удивляет то, что народ уже сотни лет назад понял о тщетности наказания и сухого назидания детей, и придумал столь необычный способ, чтобы донести до них глубину проступка. А как они смогут избежать неприятностей? Сказка учит тому, что если нарушишь слово родителей – наказ, то непременно попадешь в большую беду.
Сказка и нравственное воспитание ребенка
Значение сказки уже давно признано важнейшим звеном во всестороннем воспитании любого ребенка.
Современные условия таковы, что наблюдается моральный кризис молодежи. Так что существование сказок, несущих в себе потенциал нравственных поучений, становится еще более актуальным и востребованным.
Сильная сторона всех сказок в том, что в них добро всегда одерживает победу над злом, нечестностью и несправедливостью. Русская методика направлена на то, что обсуждать с детьми аллегорический смысл той или иной сказки попросту не нужно, ведь дети даже без постороннего вмешательства и подсказок определяют идейную направленность произведения – добро побеждает зло.
Образы героев в сказках раскрываются столь ярко, что даже после первого прочтения сказки младшие школьники уже ярко представляют себе их, и формируют свое отношение к тем или иным действующим лицам. Они принимают сторону угнетенных и обиженных, осуждая действия злодеев. Дети сами готовы вступиться за несчастных людей. А когда храбрым героям удается одолеть зло, то они искренне радуются этому, ведь добро восторжествовало, а зло наказано. Дети хотят, чтобы в настоящей жизни все происходило в точности так же.
Знакомство со сказкой
Наступает пора, когда нужно ребенка познакомить с литературой. Но с чего начинать это знакомство? Ответ очевиден – конечно же, с детских сказок. Раньше наши бабушки и мамы рассказывали нам чудесные сказки, а теперь пришла наша очередь.
Каждая сказка несет в себе информацию о моральных и культурных ценностях, которые играют немаловажную роль в речевом развитии ребенка. Даже если ребенок не сказал своего первого слова, все равно рассказывайте ему сказки на ночь, они, несомненно, вызовут у него целое море положительных эмоций и восторг. А если ребенку уже исполнилось два года, то ничего лучше доброй волшебной сказки для его развития и не придумаешь.
Попробуйте вспомнить себя в детстве! Как, затаив свое дыхание, слушали о приключениях героев сказок братьев Гримм, Андерсена и Пушкина. Как искренне жалели несчастную Золушку и мечтали отловить ту самую золотую рыбку, уж вы бы тогда загадали хорошее желание…
Если вы считаете, что сказки не нужны вашему ребенку, ведь на самом деле не существует сапогов-скороходов, то не спешите делать поспешных выводов. Учтите то, что ребенком окружающий мир воспринимается совершенно иначе, не так как у взрослых. Ведь сказка – это в первую очередь один из методов самопознания и изучения окружающего мира. Именно поэтому сказки разных народов мира так не похожи друг на друга.
История сказок
Сказкой называют некоторую вымышленную историю, имеющую счастливый конец, в котором добро одерживает победу над злом. Обычно в сказках присутствует волшебство, разбавленное разнообразными путешествиями и испытаниями, которые выпали на долю главного героя. Взрослые и дети любят сказки потому, что в них нереальное становится реальным, а недоступное – доступным.
Различные народы имеют свои сказки, существенно отличающиеся от остальных.
Сказка является одним из основных жанров народного фольклора. И существовала она всегда, не смотря на трудные времена.
С научной точки зрения каждая сказка является эпическим, авантюрным, волшебным или прозаическим с бытовым уклоном произведением, которое строится на основе полностью выдуманного сюжета. В данный момент даже существует отдельная наука, которая занимается изучением народных сказок, а так же связанного с ними большого круга проблем. Называется она фольклористикой.
Ученые считают, что сказка появилась достаточно давно из мифов. Но в то время, когда героями мифов становились всевозможные боги и полубоги, то герои сказки – обычные люди и животные… хотя порой не всегда обычные. И еще в любой сказке нельзя обойтись без счастливого финала, выражающего надежды на бесконечно хорошее будущее людей.
Откуда берутся сказки?
Мы изобрели космический корабль, а в это время сказка изобрела ковер-самолет. Мы создали машины, самолеты и пароходы, а сказка – сапоги-скороходы. Нам ничего не стоит перенестись в любую часть света, достаточно просто нажать на кнопочку телевизионного пульта. Мы можем многое! Больше чем в сказках! Так почему же до сих пор мы заворожено смотрим их вместе с нашими детьми? Почему до сих пор они имеют столь большую популярность? И почему до сих пор их продолжают сочинять? А все дело в следующем, все люди были детьми когда-то, а дети очень любят слушать сказки.
Так Александру Сергеевичу Пушкину сказки рассказывала его няня Арина Родионовна. В результате поэт сочинил прекрасные сказочные оды, поэмы и роман. Все они создавались под воздействием тех самых сказок няни.
Помнил о чудесах и автор великих романов Лев Николаевич Толстой. Именно он написал сказку про Машу и трех медведей, которую народ в числе многих других принял, и признал народной.
Но это ведь сказки прошлого. А если у нее будущее? Будут ли наши дети рассказывать сказки своим внукам? Обязательно! Сказка родилась вместе с человеком, и пока живо человечество будет жива и сказка. Она как маленький светлячок в колыбели, которого с нетерпением ждут перед сном все дети.
Что такое сказка?
Сказка – это чудо! Это чудесный и волшебный мир, не похожий на другой, и в который мы так любим время от времени окунаться, испытывая непередаваемое чувство радости и легкой грусти.
Сказка – это особый мир, в котором автор знакомит нас с законами жизни, показывая, что нужно быть честным и добрым, и тогда удача не будет обходить стороной. Некоторые авторы в своих сказках предпочитают осмеивать действительность, предлагая свой собственный вариант решения проблем.
Сказка – один из элементов народного творчества, появление которого довольно часто связывают с нашествием монголо-татар на Русь. Самыми любимыми героями из сказок для жителей Руси стали Иванушка Дурачок, Иван Царевич, Василиса Прекрасная и т. д. А злые герои – это басурмане, наряженные в смешные обличия Бабы Яги (по-татарски «Бабай-ага» переводится как старец, Кощея Бессмертного (возможно в виду имелся сам татаро-монгольский хан, Змея Горыныча (символизирует полчище воинов татарского войска).
Каждая сказка имела хороший конец, в котором добрый молодец или красна девица преодолевали все преграды, и впоследствии жили долго и счастливо.
Таким образом, сказка – это один из жанров фольклора, в котором вымышлен сюжет и герои.