Людмила Рыбакова
Фантазия, талант и трудолюбие. Страницы жизни С. Т. Коненкова. Ко Дню скульптора на МAAM
▼ Скачать + Заказать документы
Людмила Рыбакова «Фантазия, талант и трудолюбие». Страницы жизни Сергея Тимофеевича Коненкова. Ко дню скульптора на МААМ.
Сергей Коненков родился в 1874 году в крестьянской семье, в местечке Караковичи, что под Смоленском. Семья большая – 30 человек: семьи братьев отца, все жили вместе, жили дружно, делая трудом свой быт обеспеченным. Рано потерял мать, как и все дети, помогал семье. С 5 лет рисовал. Соседский помещик искал «сотоварища» своему сыну для учебы в прогимназии, чтобы барчуку не было скучно. Став сотоварищем, Сережа попадает в прогимназию, где его обязанностью было просто сидеть на задней парте. Так Сережа успешно закончил прогимназию. Его не оставляет Желание учиться, что часто связано не только с трудолюбием, но и финансовой возможностью…
Публикация «Фантазия, талант и трудолюбие, Страницы жизни С, Т, Коненкова, Ко Дню скульптора на МAAM» размещена в разделах
Ну а дальше, с высоты прошедших лет, можно сказать, что ни один скульптор в России не имел такой удачной, блестящей Судьбы! В 18 лет поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Чтобы прокормиться, брал любые заказные работы, участвовал в выставках.
В то время купеческая Москва обустраивалась особняками, для оформления которых нанимали скульпторов без имени, подешевле, из числа студентов. Так появились атланты студента Коненкова над подъездом дома фарфорового купца-фабриканта М. С. Кузнецова.
«Читающий» (1895)- студенческая работа.
Будучи студентом, в 23 года, Сергей командирован училищем на год за границу «за счет процентов с премии мецената С. М. Третьякова». Посетил Германию, Францию, Италию. По возвращении представляет скульптуру «Камнебоец», за которую получает Большую Серебряную медаль.
«Самсон, разрывающий узы»
Продолжает обучение в Высшей Петербургской Императорской Академии художеств. В 28 лет заканчивает академию, вынося на комиссию дипломную работу «Самсон, разрывающий узы», получает звание скульптора. Но по распоряжению комиссии, «Самсон, разрывающий узы», как не соответствующий классическим канонам скульптуры и содержащий революционный призыв, был уничтожен. К «Самсону» в течение всего творчества Коненков будет возвращаться неоднократно!
Стены храма Марфо-Мариинской обители в Москве украшает резьба по камню (1909) С. Т. Коненкова.
«Образ Т. Коневой». Этюд «Жар-птица»
С радостью встречает обе революции, а в 1905 году, сам строит и вооружает баррикаду на Арбате, защищая свою мастерскую от семеновского отряда. Здесь знакомится со своей первой супругой Таней Коневой – фабричной девушкой, ставшей и моделью его работ, и матерью 2-х сыновей. Через 14 лет они разведутся.
«Девушка с книгой»
Работая с разным материалом: мрамор, бронза, гипс, песчаник, глина, Коненков предпочтение отдает дереву. Создает то, что раньше никогда не было – русскую национальную деревянную скульптуру, близкую к славянской мифологии, к сказке, веря в то, что именно дерево передает, одухотворенный изнутри, народный русский образ. [/b]
Мастерская в музее - квартире скульптора.
Обладая огромным трудолюбием, участвует в международных и российских выставках, создавая серии портретов, имеет возможность посетить страны Европы, где и сейчас в частных коллекциях находятся его работы. Сергей Коненков к 35 годам становится «первым художником Советской республики», признанным властью и народом, востребованным и знаменитым в России и за рубежом скульптором - «Русским Роденом», приобрести работы которого могут позволить себе только состоятельные люди.
«Павшим в борьбе за мир и братство народов» (1918)
Осуществляя ленинский План Монументальной пропаганды, в память о погибших в первый год революции, С. Т. Коненков создает
Мемориальную доску «Павшим в борьбе за мир и братство народов» (5 х 3,5 метров, ставшей иконой революции. Она просуществовала на Сенатской башне Кремля до 1948 года, - сейчас в Русском музее Петербурга.
В 20-х годах ХХ века дом Коненковых был центром культурной жизни столицы, где собирались художники, поэты, музыканты: Рахманинов, Маяковский, Есенин, Айседора Дункан, Шаляпин, Мейерхольд … Сюда же приходит и юная студентка юридических курсов Маргарита Воронцова. Покорившая скульптора, она становится музой, второй женой и верным другом, несмотря на разницу в возрасте: ему 42 – ей 20.
Ф. М. Достоевский
В 1923 году Коненков и Маргарита сопровождают Выставку русско-советского искусства в Нью-Йорке. Уезжая на месяц, не думая об эмиграции, по заданию молодого советского государства в Америке они остаются на 22 года. Коненков своим творчеством пропагандирует новое советское искусство, вызывая тем самым искренний интерес американцев к Стране Советов.
Альберт Эйнштейн
Скульптор получает большой заказ на создание портретов физиков Принстонского института высших исследований, в числе которых был А. Эйнштейн. Маргарита хорошо знала английский, способствовала популярности работ мужа и, как теперь уже известно, была советской разведчицей, агентом НКВД. Коненковы одними из первых предупредили СССР о готовящейся к войне Германии, о создании атомной бомбы. Свои сбережения 650 тыс. долларов они отдают в фонд помощи Советской Армии.
«Стол и стул «Жар-птица»
В Америке был обычай выбрасывать старую мебель, вышедшую из моды. И как протест, Сергей Тимофеевич создает «вечно модную мебель», которая моде не подвластна, умело извлекая из пней и чурбаков настоящие произведения искусства. «Дерево готово к сотворчеству». По мастерству работы с деревом, у С. Коненкова не было равных среди современников.
"Сын человеческий" (1933)
В этот же период обращается к образу Христа, изучает Библию, астрономию, размышляет о мироздании, о связи науки и современной жизни, чувствует в себе дар предвидения, предсказывает, что проживет сам 100 лет. Американский период жизни сделал имя Коненкова всемирно признанным.
Никколо Паганини
Христос
В 1945 году Коненковы возвращаются в Москву. В послевоенный период появляются скульптуры-гиганты поэтов, музыкантов, вождей…
Макет монумента В. И. Ленину
Проект огромного памятника Ленину, где вращающийся вслед за Солнцем «Земной шар» - это библиотека и простертая вверх рука Ильича, всегда бы указывала на светило. Проект красив и грандиозен, но так и остался не реализован.
«Космос» инсталляция (1961-1970)
Звучащая скульптура «Космос», созданная девяностолетним мастером под впечатлением от первого полёта человека в космос. Карта неба с зодиакальными созвездиями. В центре – ребенок (это их с Татьяной старший сын Марк, умерший в младенчестве, олицетворяющий человечество, выходящее в космос с мирными намерениями. По натянутым струнам скользил деревянный диск, издающий «космические» звуки.
«Марфинька»
«Марфинька» и «Ниночка» - скульптурные портреты внучки и правнучки А. М. Горького. Это «вечный гимн молодости» принес С. Т. Коненкову в 1951 году Сталинскую премию.
«Автопортрет»
«В 1954 году я исполнил «Автопортрет», за который в 1957 году мне первому среди мастеров изобразительного искусства была присуждена Ленинская премия. В «Автопортрете» хотел выразить свое отношение к труду и искусству, хотелось отразить песнь песней творчества – вдохновение…» С. Коненков.
Сергей Тимофеевич Коненков прожил 97 лет, в творчестве которого отразился весь ХХ век. Музей - Творческая мастерская находится в самом центре Москвы и имеет скромный «рейтинг посещаемости». Но, побывав здесь, восторгаешься увиденным и сожалеешь, что не был здесь раньше и так мало знаешь о человеке и художнике!