ирина солдатенко
Консультация для родителей «Звуки [Д], [Д’]. Буква «Д»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: " Звуки [Д], [Д']; [Д] — [Д']".
Буква Д
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Учить ребенка определять количество услышанных им звуков.
2. Учить вслушиваться в шепот.
3. Научить ребенка четко произносить звуки [Д], [Д'], дифференциро-вать их на слух и в произношении.
4. Закрепить умение определять место звуков в начале и середине слов.
Публикация «Консультация для родителей „Звуки [Д], [Д’], Буква „Д“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
5. Учить ребенка удерживать в памяти и воспроизводить слоговой ряд из 3—4 элементов.
6. Объяснить ребенку, что имена людей пишутся с большой буквы.
7. Учить анализировать слова: дом, Дима.
Задание 1. Дидактическое упражнение «Слушай внимательно» (раз-витие слухового внимания).
Взрослый хлопает в ладоши, а ребенок, закрыв глаза, считает про себя, сколько раз хлопнули, и затем поднимает соответствующую цифру.
Задание 2. Дидактическое упражнение «Выполняй команды» (разви-тие остроты слуха).
Взрослый произносит шепотом различные команды (например, поднять руки вверх, спрятать руки за спину и т. д., а ребенок слушает их внимательно и выполняет.
Задание 3. Знакомство со звуком [Д].
Отгадать загадку, назвать первый звук в слове-отгадке.
Белый столб стоит на крыше
И растет все выше, выше.
Вот дорос он до небес —
И исчез. (Дым)
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуля-цию звука [Д] : когда мы произносим звук [Д], то:
— губки свободны;
— зубки сближены, но не сомкнуты;
— язычок стучит кончиком за верхними зубками;
— горлышко «работает».
Символ звука : дятел долбит дерево: ДДД. (см. цветную вклейку). Ха-рактеристика звука : звук согласный (язычок создает преграду воздуху, твер-дый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.
Задание 4. Фонетическое упражнение.
Дятел долбит дерево: ДДДДДД. (произносить звук [Д] вслед за взрос-лым громко, отрывисто).
Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Д]» :
а, д, м, д, д, и, д; да, ду, ма, мы, до.
Взрослый просит ребенка загнуть пальчик, если тот услышит слово со звуком [Д]. Сколько пальчиков загнули?
Дуб, корова, дорога, вода, усы, дом, лиса.
Задание 6. Взрослый предлагает ребенку повторить за ним серию слогов:
да-до-ду, ды-ду-да; да-до-ду-ды, ду-ды-да-до.
Задание 7. Взрослый предлагает ребенку добавить последний слог к словам, назвать слово целиком:
ДА: пома., награ., побе., пого., коман., секун. ; ДЫ: похо., пара., на-ря., еле., са., пру.
Задание 8. Работа с картинками:
— из ряда картинок (5—10 предметов) выбрать те, в названии которых нет звука [Д];
— четко перечислить картинки, в названии которых есть звук [Д], про-вести игры «Что изменилось?», «Чего не стало?»;
— выбрать картинки, в названии которых звук [Д] стоит в начале слова;
— четко назвать картинки, в названии которых звук [Д] стоит в сере-дине слова.
Задание 9. Вспомнить слова со звуком [Д] (звук [Д] стоит в начале слова, в середине слова).
Задание 10. Подобрать к словам родственные. Какой одинаковый первый звук во всех этих словах?
Друг (дружный, дружить., дом (домовой, домашний., дуб (дубовый, дуб-рава., дым (дымоход, дымный.).
Задание 11. Образовать по образцу новые слова и ответить на вопрос (упражнение в словообразовании). Какой одинаковый первый звук во всех словах?
Дом — домок — домочек — домище; дуб —. ; дым —. ; друг —.
Задание 12. Выучить чистоговорки:
Да-да-да — у меня вода.
Ды-ды-ды — нет воды.
Ду-ду-ду — за водой пойду.
Задание 13. Знакомство со звуком [Д'].
Символ звука : маленький дятел долбит дерево: дьдь. (см. цветную вклейку). Характеристика звука : согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.
Задание 14. Фонетическое упражнение. Колокольчик звенит: динь-динь.
Задание 15. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Д']» :
дь, мь, а, дь. ; дя, мя, мю, ди. ; Дима, Вика, Маша, дело, деньги.
Задание 16. Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить серию слогов:
дя-де-дю-ди; дю-ди-дя-де.
Задание 17. Перечислить нарисованные предметы:
диван, одеяло, дерево, деньги.
Игры: «Что изменилось?», «Чего не стало?».
Определить место звука [Д'] в предложенных словах, используя карточ-ку и зеленый кружок с колокольчиком.
Задание 18. Подобрать слова по первому слогу:
ДЕ: -вочка, -душка, -ло. ; ДИ: -во, -ма, -на.
Задание 19. Дифференциация звуков [Д] — [Д'].
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» :
да-дя, ды-ди,. ди-ды, дя-да.
Назвать первый звук в именах детей :
Дима, Даша, Денис, Данила, Дуня, Дина.
Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия ко-торых начинаются на звуки [Д] и [Д'].
Задание 20. Дидактическое упражнение «Подари подарки Диме и Даше» (дифференциация звуков [Д] — [Д'] с использованием картинок).
Подобрать слова со звуками [Д] и [Д'], определить место звуков в сло-вах (начало, середина слов, используя карточку, синий и зеленый кружки с колокольчиками.
Изменить существительные по падежам. Это (кто) — Даша, Дима, нет (кого) —. , подарю подарок (кому) —. , вижу (кого) —. , горжусь (кем) —. , говорю (о ком) —.
Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках :
Кто приходит,
Кто уходит, —
Все ее за ручку водят. (Дверь)
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)
К вечеру умирает,
Поутру оживает. (День)
Не живая, а идет,
Неподвижна, а ведет. (Дорога)
Задание 21. Выучить скороговорку и ответить на вопрос: «Какой звук часто в ней слышится?» [Д].
Дятел дуб долбил, да не додолбил.
Задание 22. Знакомство с буквой Д.
Д — с высокой крышей дом.
В этом доме мы живем.
В. Ковшиков
На что еще похожа буква Д?
Буква Д из пальцев : указательный и средний пальчики правой руки опущены вниз и разведены в стороны, а остальные сжаты в кулак; указатель-ный палец левой руки образует «перекладину» под пальцами правой руки.
Игра с пальчиками: «Дом и ворота» (взрослый произносит вместе с ре-бенком стихотворные строки, выполняя при этом действия руками) :
На поляне дом стоит, Пальцы обеих рук соприкасаются, локти
разведены, — «крыша».
Ну, а к дому путь закрыт. Обе руки повернуты ладонями
к груди, средние пальцы соприкасаются, большие пальцы — вверх — «воро-та».
Мы ворота открываем, Ладони разворачиваются параллельно
друг другу.
В этот домик приглашаем. «Крыша».
Игры с буквой.
Задание 23. Звуковой анализ слов дом, Дима (составление схем слов из кружков разного цвета, анализ слов: называть первый и последний звук в словах, назвать и подсчитать гласные звуки в словах).
Составление слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание печат-ными буквами.
Перед написанием слова Дима взрослый объясняет ребенку следующее правило: имена пишутся с большой буквы.