Пунь Елена
Консультация для родителей «Произносим звуки правильно»
▼ Скачать + Заказать документы
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность
человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Помимо этого, важно различать и анализировать на слух фонемы (это звуки, из которых состоит наша речь). Это умение и называется фонематическим слухом.
Маленький ребенок не может сравнивать звуки, но его можно этому научить. Развивать фонематический слух особо необходимо у детей с речевыми проблемами. Порой ребенок и не замечает, что он неправильно произносит звуки!
Ниже представлены упражнения, главная цель которых – научить ребенка слушать и слышать.
Публикация «Консультация для родителей „Произносим звуки правильно“» размещена в разделах
1)Выдели слово. Предложите ребенку хлопать в ладошки (топать ногой, поднимать руку (флажок) вверх, когда он услышит слово с заданным звуком.
2) Какой звук есть во всех словах? Взрослый произносит 3-4 слова, в каждом из которых есть один и тот же звук (машина, мышь, помада) и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех словах.
3) Назови лишнее слово. Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок долен назвать то, которое отличается от остальных:
Коса, коза, коса, коса
Утенок, утенок, утенок, котенок.
И т. п.
4) С какого звука начинается слово? Вы бросаете (катите) ребенку мяч и произносите слово, которое начинается на любой звук (лучше начинать с гласных с ударением на этом первом гласном).
Например: аист, утка, астра. Услышав слово и поймав мяч, ребенок выделяет 1-й звук в слове (дайте ребенку время подумать, это очень сложное задание). Затем четко его произносит и возвращает мяч.
5) Что за звук в конце слова? Правила аналогичные игре под пунктом 4, только звук надо искать в конце слова: ведро, рука, доска. Ударение опять падает на искомый звук.
Подобным образом можно выделять и согласные звуки. Условия подбора: звук должен звучать ясно, не оглушать и не пропадать, когда его произносят. Например: мак, малыш, дом, волк.
6) Цепочка. От данного слова собрать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего : дом-мак-книга.
7) Придумай-ка. Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как ребенок научился слышать и выделять определённые звуки в словах.
• Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас.
• Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья)
• Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха)
• Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог)
• Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.)
• Найди в комнате (на улице) предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики).
Хороший фонематический слух необходим ребенку для усвоения звуковой системы языка, грамотной устной и письменной речи. Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному. Не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда, помимо развития фонематического слуха, вы поможете ребенку также в развитии памяти, внимания, воображения.
Чем раньше вы начнете трудиться над развитием фонематического слуха у ребенка, тем больше шансов, что в школе у него не будет проблем.
Успехов!