Галина Боталова
Консультация для родителей «Значение колыбельной песни. Оберег на всю жизнь»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей. Тема:
ЗНАЧЕНИЕ КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ.
ОБЕРЕГ НА ВСЮ ЖИЗНЬ.
Младенчество испокон веков считалось самым важным периодом в развитии человека: что ребенок впитает с материнским молоком, то и будет определять индивидуальность его личности в будущем. Поэтому ребенка, появившегося на свет, старались окружить атмосферой любви и заботы, нашедшей отражение в «поэзии пестования»: пестушках, потешках, песенках.
Публикация «Консультация для родителей „Значение колыбельной песни, Оберег на всю жизнь“» размещена в разделах
- Колыбельные песни
- Колыбельные. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Консультации для родителей
- Песни. Все материалы на тему песен
- Темочки
Значение колыбельной песни сложно переоценить: обладая огромной силой внушения, она становится малышу главным ориентиром в построении картины окружающего мира.
Расулу Гамзатову принадлежат прекрасные строки: «Песня матери – главная песня в мире; начало всех человеческих песен».
Возвращаясь к истокам.
Еще в древности было подмечено, что монотонное покачивание успокаивает младенца, он быстрее засыпает. Так появилась колыбель (люлька) — специальная кроватка для укачивания.
А слово «колыбельная» произошло уже от глагола «колыбать» (колебать, колыхать, зыбать, качать). Колыбельная песня являлась универсальным снотворным для детей и взрослых во все времена.
У многих народов существовал обычай: при рождении ребенка мать сочиняла для него свою колыбельную, которая становилась оберегом на всю жизнь.
Песня, как руки матери, ограждала новорожденного от болезней и любых неприятностей.
Колыбельная — заговор.
Колыбельные очень схожи по особому типу исполнения, структуре и магическим элементам с заговорами и молитвами, отмечают специалисты.
Интересный факт: проверка древнего заговора от сглаза с помощью специальной компьютерной программы «Словодел» показала, что он вызывает у детей состояние эйфории, сонливости, наслаждения и глубокого покоя. То есть, такие же чувства, что и колыбельная. Это открытие дает основание полагать, что в колыбельной песне заложен более глубокий смысл, чем принято считать в наши дни:
заклинание на сон и рост ребенку в текущий момент, на здоровье и богатство — в будущем;
знахарский заговор на здоровье, если он болен;
заговор-оберег от чужого вредного воздействия.
Современные колыбельные песни утратили магические элементы и приобрели характер доброго напутствия-пожелания на текущий и будущий моменты.
Колыбельные во все века учили детей радостно воспринимать реальность, давали уверенность в жизни, осознание своей значимости и незаменимости в семье.
«Дитя растет не от еды, а от радости», - справедливо гласит народная пословица.
Народ любил и дорожил колыбельными песнями, передавая их от поколения к поколению. Едва подрастающая дочурка начинала забавляться с куклами, как матушка тут же приступала к обучению «баить» (усыплять, качать, баюкать) правильно. Так соблюдалась преемственность поколений и традиций.
Смысловой код колыбельных песен.
Многие тексты песен пришли к нам из язычества и содержат образы Буки, Дремы, серого волчка, кота.
Древние люди верили, что человек окружен враждебными силами, что если дитя увидит во сне плохое и страшное, то это наяву уже не произойдет. Поэтому тексты многих колыбельных содержат пугающие эпизоды: «…придет серенький волчок и укусит за бочок».
Согласно со словарем В. Даля выражения в колыбельных означают:
• «баить» — рассказывать,
• «баю баю» — уговаривать, шептать, знахарить, заговаривать на грядущий сон, чтобы малыш уснул и рос здоровым и крепким,
• «убаюкать» — заговорить от сглаза и порчи.
Баюшки над младенцем именно распевались — произносились в определенном ритме и обладали особыми метром, звукочастотностью и рифмой.
Древние люди знали, что слово, произнесенное необычно, со значимостью, несет в себе гораздо больший смысл и вес, по сравнению с обыденной речью.
Удивительные, добрые и ласковые прибаутки окружали малыша при кормлении, купании, пеленании, развивая его понятливость и закладывая основы гармоничной личности:
Животик. «Как наш каравашек?» - воспрошала мать, мягко поглаживая животик ребенка по солнцу, утишая и успокаивая внезапную боль. Живот не зря сравнивался с караваем хлеба, дающим силу и жизнь. «Земля на зернышке стоит, — продолжала баить матушка, — а небушко и корни наши — на каравашеке. Вырастешь, зернышко вырастишь, да хлебушек сотворишь. Господу и людям добрым угодишь».
Ножки назывались мишутками, по аналогии с медведем: «Хозяин в дому — как медведь во бору», крепок да силен. Любая мать хотела поскорее увидеть своего малыша сильным и вставшим на ноги. Легонько выпрямляя ножки ребенка, матушка накладывала на ступни, а затем и на ладошки, крест: проводила пальцами сверху вниз вертикально, а потом слева направо горизонтально. Крест должен был оградить новорожденного от любых напастей:
Крестная сила, испокон веков считалась спасительной, а крестное знамение — мощнейшим оберегом. Крестом было принято осенять хлебные посевы, хозяйственные угодья, дом и ворота, притолоку, двери, дверные косяки.
Ручки малыша сравнивались с крылышками: «Ой, люли-люли-люли, прилетели гули». При этих словах малыш учился подымать ручки, как крылышки неоперившийся птенчик.
Укладывание спать сопровождалось обязательным обрядом — колыбельными песнями под ритмическое покачивание колыбели.
Колыбельные знакомят малыша с родными людьми, домашними животными (коровушка, собачка, коток, далеким лесом и миром зверей (медведем, лисицей, волком, зайцем, дают представление об опасности.
Через колыбельную приходит понятие, что время сна — свято и обязательно. Сон дает отдых и возможность встать пораньше, чтобы встретить утреннюю зорьку, услышать лай собачки и крик петуха.
Посредством баюшек, мать прививала крохе ответные чувства любви к себе, к близким, ко всему окружающему миру. А также уважение к старшему поколению:
«Почитай отца и мать, Ближних бойся осуждать».
Если вдруг разыгравшийся малыш на мать замахивался, она его предупреждала: «Баю-баюшки-баю, колотушек надаю.»
Малыша старались оградить от всего безобразного, пьяных и озлобленных лиц. Если вдруг в семье происходила ссора, ребенка стремились унести и гулять с ним, пока не стихнут бранные речи и громкие слова. Слушая мамины баюшки, ребенок учился адекватно воспринимать мир, понимал, что он любим, что мама рядом, а значит все хорошо. Слова входили в его сознание, а через время он уже сам начинал понимать, где глазки у зайки, а хвостик у котика…
Колыбельная всегда выступала сильнейшим оберегом, основанным на магическом союзе энергии любви, слов и мелодии.
Создайте «традицию» пения ребенку перед сном, ведь сам процесс пения – это неоценимые мгновения общения мамы со своим малышом. В эти минуты ребенок будет слышать спокойный родной голос своего самого дорогого человека – мамы. И верить, что все у них хорошо, так как мама находится в спокойном настроении, она поглаживает ребенка по голове, а значит он – любимый и желанный.
Мамы, пойте своим детям колыбельные песни! Колыбельная – это ниточка любви, связывающая мать и дитя.
Дорогие мамы, вспомните колыбельные, которые вам пели в детстве ваши мамы,
В конце статьи хочу присоединиться к советам специалистов и психологов:
Творите Вашего ребенка, как творят волшебники и маги.
Пойте ему колыбельные песни, наполненные любовью и нежностью.
Они обязательно помогут малышам стать сильными, умными, красивыми и удачливыми!