Масловская Галина
Консультация для родителей «Сказка-основа становления речевого развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Сказка-основа становления речевого развития"
(обучение пересказу с помощью мнемотехники)
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Русская народная сказка-благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности по становлению связной речи дошкольников. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям. Пересказу сказки принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Публикация «Консультация для родителей „Сказка-основа становления речевого развития дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Актуальность использования этого метода заключается в том, что для современных детей в силу огромного количества зрительной информации, становится сложнее и сложнее воспринимать, усваивать и запоминать информацию словесную. Анализируя знания, умения детей стало ясно, что многие дети имеют речевые проблемы, такие как:
- Испытывают сложности в рассказывании различных историй, сочинении сказок, в связи с неспособностью грамматически правильно построить предложение, изложить свои мысли. Элементы оглавления не найдены.
-Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
-Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Преимущество мнемотаблиц: применяемые в работе элементы мнемотехники делают процесс обучения более интересным и нетрадиционным; у детей улучшается память, потому что эта система облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций; этот метод не требует значительных затрат для обогащения предметно-развивающей среды, поскольку схемы и картинки в любом эстетическом оформлении и в любом количестве всегда можно найти в интернете, кроме того, они могут быть нарисованы на бумаге, на доске самими детьми или воспитателем.
Этапы работы с детьми по мнемотаблицам:
1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено (учить зарисовывать предметы не только символами, но и буквами, а также простыми словами, если дети умеют читать и писать);
2 этап. Осуществляется перекодированием информации, т. е. преобразование из символов в образы (учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками - символами самостоятельно, с помощью знаков - символов, заполнять схему - модель как план пересказа);
3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит метод запоминания (закреплять изученный материал путем неоднократного повторения сказки с опорой на составленную ранее схему - модель, закреплять изученный материал путем неоднократного повторения сказки с опорой на составленную ранее схему - модель).
Результаты: у детей появляется желание пересказывать сказки – как на занятии, так в повседневной жизни; расширяется круг знаний об окружающем мире; активизируется словарный запас; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией
Выводы: чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Задание: составить пересказ сказки «Репка» по мнемотаблице.
.
г. Минеральные Воды
2023 г.