Эллина Грачева
Консультация для родителей «Надо ли учить ребёнка играть в шахматы?»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Надо ли учить ребёнка играть в шахматы?»
Автор:
воспитатель МБДОУ д/с № 86 Грачева Э. Н. ,
Уважаемые родители!
На свете есть волшебная и мудрая игра.
В неё утром и вечером играет в нашей группе детвора.
Скачут здесь кони быстрые, «в поход!» трубят слоны.
А чёрно-белые клетки секретов, тайн, чудес полны.
Публикация «Консультация для родителей „Надо ли учить ребёнка играть в шахматы?“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Шахматы. Консультации
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Часто Вы задаё те вопрос: «Надо ли обучать детей пятилетнего возраста играть в шахматы?». Для того чтобы ответить на этот вопрос можно кратко проанализировать историю шахматной игры.
При дворе короля Альфонса VI в 1050 году был издан указ, согласно которому игра в шахматы стала частью рыцарского образования, необходимого для нравственного, культурного и интеллектуального развития «истинного рыцаря».
В раннем возрасте с игрой познакомились прославленные шахматисты-чемпионы : М. Таль, А. Алёхин в 7 лет; Р. Фишер, Г. Каспаров в 6 лет; А. Карпов, и Х. Р. Капабланка в 4 года.
У одних детей интерес к шахматам возникает самостоятельно. Под влиянием родных, друзей, телепередач, а у других можно вызвать нам самим (родителям, воспитателям) совершенно незаметно для самого ребёнка, являясь как бы продолжением детских забав и игр.
Дети, которые научились играть в шахматы не обязательно должны стать чемпионами. Занятия шахматами оказывают разностороннее развитие ребёнка. В первую очередь развивают познавательные процессы: память, мышление, внимание, воображение, формируются, совершенствуются сильные черты личности - умение проигрывать, вырабатывается упорство и терпение, усидчивость, что необходимо при обучении в школе.
Шахматы - это игра, а игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. И все отечественные психологи обращают внимание на огромное значение игры для психического развития ребёнка дошкольного возраста. Эта игра хорошо воспринимается детьми как с левополушарным представительством, так и с правополушарным типом мышления. Игра в шахматы решает одну из воспитательных задач – воспитания самостоятельности мышления, недостаток которой бывает у многих детей дошкольного возраста. Многие выпускники детского сада ко второму классу обучения в школе начинают испытывать трудности в учёбе, особенно математики. Причина этого отставания: у детей недостаточно сформированы привычки: запоминать, думать, решать арифметические, логические задачи самостоятельно, то есть интеллектуальная пассивность.
Обучение игре в шахматы тесно переплетается с развитием логико – математического мышления, способствуя тем самым развитию познавательной деятельности в целом и отдельных её сторон, процессов, действий и операций, помогает подготовить к успешному обучению в школе, а элементы интеллектуальной борьбы, притягивая детей, позволяют снять стрессовые нагрузки. Во многих школах уже ввели уроки шахмат, поэтому детям, освоившим правила игры в детском саду проще заниматься шахматами в школе.
В нашем шахматном клубе «Белая ладья» игра в шахматы – это продолжение детских игр и забав. Обучение построено в форме увлекательных игр и разделено на несколько циклов: «Знакомство с шахматной доской», «Знакомство с Чёрной и Белой армиями», «Волшебный мир комбинаций». Занятия построены по принципу: от лёгкого к трудному, от простого к сложному, от известного к неизвестному. Дети с удовольствием слушают «шахматные» сказки и легенды. Отгадывают загадки из «Шахматной шкатулки», участвуют в эстафетах. Знакомятся с простейшими «ловушками» и «комбинациями», учатся решать элементарные этюды и задачи, записывают шахматную нотацию.
Особенно детям нравится играть между собой на настольных досках, они любят «волшебные» превращения: с помощью «волшебной» палочки «превращаются» в живые шахматные фигуры и играют на гигантской шахматной доске в различные игры: «Пройди и назови поле», «Чья армия быстрее построится», «Пешечка», «Узнай фигуру», «Охота на Ферзя», «Найди клад по схеме» и т. д. Для этого специально изготовлены шахматные шапочки, напольная шахматная доска, портфель «Волшебный мир комбинаций». Дети, словно главнокомандующие решают куда и какой фигурой сделать ход, применяют все свои знания и умения, сообразительность, иногда даже военную хитрость. Чем больше опыта у детей в решении различных шахматных и логических задач, тем в будущем они проще справляются с заданиями в школе, особенно математического цикла, анализируют проблемы, возникающие вообще на жизненном пути.
Дети также знакомятся с необычными шахматными досками и фигурами, где они отличаются от настоящих: конь – верблюд; пешки ходят как шашки в играх «Минишахматы», «Максишахматы», «Шашматы».
Обучение игре в шахматы в детском саду и дома помогает наладить тесный контакт детей с дедушками и папами, т. к. игра в шахматы – это прекрасная возможность провести увлекательный, познавательный и интересный вечер с ребёнком. Если есть время и желание, то каждый родитель, умеющий играть в шахматы, может научить своего ребёнка играть в эту увлекательную игру.
Знакомить ребёнка с фигурами надо постепенно. Например, если Вы начали знакомство с ладьёй, можно «поиграть» с ней, рассказать о ней сказку, показать или спросить, где её «домик», нарядите её, начните за ней охотиться, и Ваш ребёнок быстро овладеет правилами передвижения ладьи. Весёлые, образные, яркие, интересные, возможно не очень складные истории о фигурах: быстрых конях, важном ферзе, геройской пешечке дадут ребёнку больше, чем обычное объяснение шахматных правил. Таким образом, можно знакомить ребёнка со всеми фигурами по очереди. Сказки и увлекательные истории Вы можете самостоятельно придумывать, или использовать специальную литературу.
На первых порах не рекомендуется сразу играть всеми выученными фигурами, чтобы ребёнок постепенно учился распределять внимание по всей шахматной доске и видеть отдельное шахматное поле (игры сначала с одними пешками, затем ладьями, слонами и т. д.). Знакомьте ребёнка с шахматной ситуацией, с различными способами защиты, некоторыми случаями матовых ситуаций, таких как «Линейный мат», используя для этого диаграммы.
Главное, играйте непринуждённо с ребёнком, он не должен заметить, что его обучают. Когда ребёнок познакомится со всеми фигурами, у Вас возникнет вопрос: «Каким образом играть с ребёнком?». Советуем давать ребёнку первоначально «фору» - одну или две пешки, коня, ладью или сразу несколько фигур, чтобы уровнять шанс на победу. Объясняя ему: «Мне без «форы» с тобой сражаться пока неинтересно на равных, потому что я играю уже много лет». Главное: не забывайте после игры разобрать все ошибки, вспомнить самые лучшие ходы, чтобы в будущем улучшить класс игры. Вы можете поиграть в игру «Поддавки», в которой также развивается своеобразное логическое мышление.
В заключении хотелось бы отметить, что игра в шахматы, благотворно влияет на формирование умственной способности, эмоциональной сферы, познавательной активности, творческой стороны личности ребёнка, уверенности в собственных силах и в целом его полноценного гармонического развития.
Список используемой и рекомендованной литературы:
1. Гришин В. Г. Малыши играют в шахматы : Кн. Для воспитателя дет. сада: Из опыта работы. – М. : Просвещение, 1991. – 158 с. : ил. – ISBN 5-09-001133-8.
2. Карпов Анатолий Учитесь шахматам. Издательство «Эгмонт Россия Лтд.» ЛР № 090172 от 21.04.97. 121099 Москва, 1-й Смоленский пер., 9.
ISBN 5-85044-160-3
3. Сухин И. Г. Шахматы для самых маленьких : Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. – М. : ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000. – 288с.
ISBN 5-17-003958-1 (ООО «Издательство АСТ»)
ISBN 5-271-00430-9 (ООО «Издательство Астрель»)