Наталья Дьяченко
Консультация для родителей «Как рассказывать сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Для рассказывание сказку необязательно учить наизусть. Достаточно несколько раз не торопясь, осмысленно прочитать ее. Рассказывая сказку, необходимо голосом, мимикой, жестами изображать происходящее, но при этом не переигрывать, соблюдать меру. Помните о том, что сказочник – это веселый, обаятельный человек, умеющий расположить к себе слушателей, заинтересовать и даже заинтриговать их. Сказочник должен владеть аудиторией, даже если его “аудитория” - собственный ребенок.
Публикация «Консультация для родителей „Как рассказывать сказки“» размещена в разделах
Что это значит? Это значит, что сказочнику пристало пользоваться поэтическими атрибутами сказки : присказкой, концовкой, постоянными словесными формулами, знать их по нескольку, менять, чтобы не надоесть слушателям. Сказку можно начинать с присказки. Присказка никогда не связана с содержанием сказки. Она нужна для того, чтобы привлечь внимание аудитории, сосредоточить ее на сказке, ввести слушателей в необычный сказочный мир. “Без присказки сказка, что без полозьев салазки”.
Примеры присказок : “Было это там, где и не было, за морем аккурат, да еще три шага назад. ”; “В старые годы, когда реки текли молоком и медом, Волк пасся с Овцою, а Курица к Лисе в гости ходила, жили-были. ”; “А было это, голубчики, в старину, когда задумал дед Архип залезть на луну; тогда сказки по воздуху летали, друг друга за крылышки хватали, а я за ними на золотом коне скакала да в мешок эти сказки собирала. ”.
Концовка подводит итог сказки. Кажется, что здесь может быть оригинального: “Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а рот не попало” или “Стали жить-поживать да добра наживать” ( вариант: “Стали жить-поживать и до сих пор живут”); “Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец”. Но существует много и других концовок. Когда то, очень давно, когда существовала профессия “сказочник” и когда он за свой труд получал вознаграждение, были сложены концовки, где сказочник дает понять слушателям, что он хотел бы получить за свой труд или что с помощью концовки завершает сказку.
Примеры концовок: “Вот вам сказка, а мне кринка масла”; “Вот и сказочке конец, а мне соленый огурец” ( варианты: “. а мне меду корец,. а мне водички корец”); “Вот и сказка вся, больше сказать нельзя” ( вариант: “больше врать нельзя”, “. дольше врать нельзя”); “Тут зайчик вбег в избу, наелся, напился и спать повалился. Когда заяц проснется, тогда и сказка начнется”.
Любая сказка не обходится без постоянных сказочных (стилистических) формул; долго ли коротко, стали они жить-поживать, красна девица, добрый молодец, что ни в сказке сказать, ни пером описать и др.
И присказками, и концовками, и постоянными формулами нужно умело пользоваться, чтобы привлекать детей к жанру сказки, вырабатывать устойчивый интерес к ней.
Большую роль в рассказывании сказки играет интонация, усиление и ослабление голоса. Сказка всегда рассказывается от первого лица, так, как будто рассказчик сам был участником происходящего. Значит, взрослому, прежде чем рассказывать сказку ребенку, надо представить себе то, о чем он будет говорить, “нарисовать” в своем воображении сказочные картины. Это оживит рассказ, сделает его ярким, впечатляющим.
Старайтесь передать характер героев. В сказке вы не найдете ни портретных описаний героя, ни указаний на возраст, ни, тем более, подробных характеристик. Более того, в сказках о животных, например, звери являются носителями одного постоянного признака или одной особенности характера: лиса хитра, волк глуп, медведь неуклюж. Поэтому характер героя и все оттенки его улавливаются, понимаются с помощью тех действий, тех поступков, которые он совершает, тех речей, которые произносит, тех диалогов, в которые вступает. Например: “Кот пошел к лисице; она привела его в свою нору и стала потчевать разною дичинкою, а сама выспрашивает:
Что, Котофей Иванович, женат ты али холост?
Холост, - говорит кот.
И я лисица-девица, возьми меня замуж.
Кот согласился, и начался у них пир да веселье”.
Хитрая лисица из сказки “Кот и лиса” хочет заполучить кота себе в мужья: ведь она “столько лет в лесу жила, такого зверя не видывала”. Кроме того, он ведь в лес бурмистром 12 прислан. Вот она и вьется вокруг него, и в гости приглашает, и разною дичинкой потчует.
Задача рассказчика здесь – передать голосом, мимикой, жестами и хитрость лисы, и лесть, и кокетство, и стремление во что бы то ни стало очаровать кота, сделать его своим мужем. Таким образом, чтобы представить себе характер героя, нужно понять то действие, которое он совершает, и то, ради чего он это делает.