Татьяна Новикова
Консультация для родителей Тема: «Развиваем самостоятельность у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Самостоятельность — ценное качество, необходимое в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста.
Дети по своей природе активны. Задача взрослых — развивать эту активность, направлять её в нужное русло, а не глушить назойливой опекой.
Публикация «Консультация для родителей Тема: „Развиваем самостоятельность у детей“» размещена в разделах
Конечно, малыш не сразу и с большим трудом, приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего, следует создать в семье необходимые условия, о чем сказано выше. Но создание условий еще не достаточно для формирования навыков самообслуживания. Необходимо правильно руководить действиями детей.
Прежде, чем требовать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям, необходимым в процессе одевания, обувания, еды. Обучая детей тем или иным действиям, наглядно демонстрируют способ их выполнения. Показ производить в несколько замедленном темпе. Если ребенок не может сразу следовать образцу, нужно оказать ему помощь.
Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнить их самостоятельно взрослые сопровождали не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребенка на необходимость действовать определенным образом. Это помогает ему быстрее усвоить способ выполнения, понять, почему нужно поступать именно так.
Обучая детей, учитывайте их опыт: ребенку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо.
Постепенное усложнение требований, перевод ребенка на их новую ступень самостоятельности переживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки.
В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой можно, например, закрепить знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании. С помощью игровых персонажей можно проследить за тем, как ребенок ест, умывается, одевается. Закрепляя привычки, старайтесь, как можно меньше прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрения и похвалу. Психологи отмечают, что чувство стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости. Поэтому в младшем возрасте чаще применяют положительную оценку.
Оценивая то или иное действие ребенка, недостаточно ему сказать «Молодец)> или <(Неправильно», следует конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что ему не совсем удалось. Ваша оценка важна для ребенка, и она должна быть заслуженной. В младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражательностью. Все увиденное ими и хорошее и плохое отражается на их поведении. Поэтому, отец и мать должны быть примером для подражания. Если они сами не будут класть вещи на место, аккуратно сними обращаться, а станут лишь требовать этого от детей, то им не удастся воспитать у своего ребенка привычки к аккуратности. Дети
школьного возраста также должны быть примером для младших братьев и сестер.
При воспитании аккуратности у детей учитываются их возрастные особенности.
Труд должен приносить ребенку радость. Не следует упрекать его в медлительности, небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой не желание принять участие в труде в следующий раз. Опыт придет постепенно. Сначала нужно вызвать интерес.
Важно, чтобы ребенок с детства усвоил, что работать трудно, но почетно. Учебный тру, который станет для него впоследствии основным видом труда, потребует от него больших усилий, упорства, настойчивости, т. е. тех умений, которыми он обладает в дошкольном возрасте.