Пилецкая Юлия
Консультация для родителей «Как правильно научить ребенка мыть руки»
▼ Скачать + Заказать документы
Как правильно научить ребенка мыть руки
Эпидемия коронавируса все еще с нами, а значит за личной гигиеной нужно следить особенно пристально. Но попробуйте убедить в этом детсадовцев! Не получается? Тогда делимся лайфхаками, которые помогут это сделать: они пригодятся и воспитателям, и учителям, и родителям.
Темочки:
Четырехлетний Миша играет в группе детского сада и по привычке вытирает нос о рукав своей кофты. Воспитатель кричит через все помещение: «Миша, помой руки!» Мальчик идет к раковине, становится на цыпочки, чтобы одной рукой дотянуться до крана с холодной водой и выкрутить его на полную мощность. Миша подставляет одну ладонь под струю, и брызги летят во все стороны. Он оставляет кран включенным, вытирает мокрую руку о кофту и бежит обратно к любимым кубикам. Формально руки вымыты — но пользы от этого, к сожалению, немного.
Все мы знаем, что мытье рук предотвращает распространение микробов и, соответственно, помогает нам сохранить здоровье. Но знаете ли вы, что эта простая процедура помогает детям развить когнитивные, коммуникационные, социальные, эмоциональные и адаптивные навыки, и к тому же мелкую моторику? Однако обычно ее выполняют в спешке или вовсе игнорируют.
Как же приучить дошкольников к регулярному мытью рук и помочь им делать это правильно?
1. Решите, кто будет контролировать мытье рук у ребенка или группы детей. В саду это могут быть нянечка или помощник воспитателя. Назначенный человек должен включиться в этот процесс на весь день, помогая детям справиться с задачей. Маленькие дети особенно успешно осваивают подобные навыки, когда чувствуют поддержку и одобрение от взрослых. Кроме того, им нужно достаточное количество времени, чтобы привыкнуть к новой ответственности. Спешить во время мытья рук не следует : пусть наблюдатель обеспечит спокойную обстановку во время процедуры.
2. Сделайте так, чтобы детям было удобно мыть руки. В идеале в саду или в классе должны стоять раковины специального «детского» размера. Если ребятам все же приходится использовать раковины, предназначенные для взрослых, найдите устойчивый, нескользящий стул. Забираясь на него, ребенок заодно развивает крупную моторику. Засучить рукава, включить и выключить воду, намылить, а потом вытереть руки — все это чудесные возможности для развития адаптивных способностей.
3. В свободное время отрепетируйте с детьми мытье рук. Сначала расскажите им, как делать это правильно, не включая воду и не беря в руки мыло :
Намыливаем тыльные стороны кистей;
Затем — ладони;
После — между пальцами и под ногтями;
Смываем все тщательно водой.
Расскажите детям, что на намыливание рук должно уходить не менее 20 секунд. Если в группе или дома недалеко от раковины висят часы с секундными стрелками, можно заодно освоить и счет до 20. Поиграйте с детьми, не включая воду, потренируйте все движения: «А ты можешь сначала мыть руки быстро, а потом медленно? А теперь сделай вид, что проводишь мылом по ногтям!»
Пара легких заданий помогут ребенку настроиться на процесс
Позже, во время мытья рук у раковины, дети могут повторять эти манипуляции уже с настоящими мылом и водой. Во время подобных практик они заодно могут изучить такие понятия, как «скользкий», «пенистый», «мокрый», «холодный», «теплый». А вы вместе с ними поработаете над сенсорным восприятием окружающих предметов и явлений.
4. Создайте понятную схему, демонстрирующую последовательность действий, и повесьте ее рядом с раковиной на уровне взгляда детей. Рядом расположите мыло и бумажные полотенца. Убедитесь, что около раковины есть мусорное ведро. Схема упростит не только саму процедуру, но и понимание ее смысла. Вы также можете научить детей устанавливать таймер на 20 секунд перед тем, как приступать к процессу — так будет веселее (а еще это развивает самостоятельность, что точно пригодится в жизни).
5. Пойте песенку или считайте секунды, когда учите детей мыть руки. Дети любят песни и повторяющиеся мотивы. Отдавайте предпочтение простым и знакомым мелодиям. Например, «Песенку Львенка и Черепахи» («Я на солнышке лежу») или «Песенку мышонка» («Какой чудесный день! Какой чудесный пень!»).
Или, что еще лучше, придумайте свою «помывочную песню»
Пойте ее все вместе, когда репетируете мытье рук. Позже дети смогут исполнять ее сами. Такие повторяющиеся действия помогут укрепить дикцию и когнитивное развитие в целом.
6. Читайте вместе книги о микробах и о том, как тщательная гигиена помогает стать здоровее. Тем более что сегодня таких изданий достаточно много и можно подобрать именно то, что подойдет детям по возрасту. Кому-то понравится книга Ольги Епифановой «Детям про гигиену. В погоне за вредными микробами», которая отправит детей в путешествие по королевству Гигиены, населенному хорошими бактериями и вредными микробами.
Книга предназначена для детей 5–8 лет, она содержит множество интересных фактов об иммунитете, а также увлекательные задания. Прекрасным вариантом для дошкольников станет «Праздник чистоты» от авторов Мерсе Сеш и Меричель Ногера: рассказанные в книге короткие бытовые истории про четырех ребят иллюстрируют, как важно ухаживать за собой. В конце есть раздел для родителей с советами психологов.
7. В больших группах, где дети не смогут подойти к раковинам одновременно, можно занять их играми. Подойдут игры на внимание, логику, память. Проведите простенькую игру, например «Летел лебедь», чтобы потренировать реакцию и умение считать. И тогда время ожидания принесет вам пользу и веселье.
8. Станьте примером для подражания. Детям важно видеть, что окружающие тоже заботятся о гигиене рук. И в школе, и дома важно уделять этой процедуре должное внимание. И родители, и воспитатели, и няни, и учителя должны помогать закреплять эту привычку. Расскажите другим взрослым, которые контактируют с ребенком, о песнях, которые поете во время мытья рук, пришлите ссылки на полезные видео, статьи или материалы, которые помогут сделать эту гигиеническую процедуру рутиной, закрепить эту привычку.
Привить детям умение качественно мыть руки — одна из важнейших вещей, которую мы можем сделать все вместе. А если учить их этому с радостью и фантазией, процесс будет приносить много удовольствия всем участникам.