Ирина Геннадьевна Беркалова
Консультация для родителей «Формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста в процессе игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. Формирование нравственно-волевой сферы - важное условие всестороннего воспитания личности ребёнка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.
Темочки:
Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе.
Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Конечно, процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе. И потому обучение этим азам и необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку «путеводную нить» в среде себе подобных.
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребёнок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.
Роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.
В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребёнка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы.
Взяв какую-то роль (врача, артиста цирка, шофера) ребенок не просто
примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживается, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.
С одной стороны, игра - самостоятельная деятельность ребенка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой «школой», средством воспитания и обучения. Сделать игру средством воспитания, значит повлиять на ее содержание, научить детей способам полноценного общения.
Игра - одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника в семье. Игра ребёнка имеет свои особенности. Эмоциональная сторона игры часто определяется отношением между ребенком и взрослыми. Эти отношения вызывают у ребёнка желание подражать старшим членам семьи, их взаимоотношениям.
Чем демократичнее отношения между членами семьи, тем ярче они проявляются в общении ребёнка со взрослыми, переносятся им в игру. Общение, разнообразные жизненные ситуации создают условия для игровой деятельности ребёнка, особенно для развития сюжетно-ролевых игр с бытовой тематикой, происходит нравственное воспитание ребёнка.
Картотека игр:
«Дерево дружбы»
Цель: Учить оценивать свои поступки, поступки других.
Ход игры: На обратной стороне листа написаны понятия «забота», «доброта», «честность» и др. Воспитатель говорит, что из-за неприятности листочки с дерева дружбы осыпались и предлагает это исправить.
Дети, собирая опавшие листочки и объясняя заданные понятия, прикрепляют его к дереву. (Эту игру можно использовать, если необходимо проанализировать какой-то поступок или ситуацию, подобрав соответствующие листочки)
«Лабиринт»
Цель: развивать чувство ответственности за другого человека, закреплять прочность формируемого качества.
Ход игры: в комнате, где разложены предметы-препятствия, дети, распределившись по парам, должны пройти лабиринт. У одного из них завязаны глаза, а другой объясняет, как ему двигаться. Потом они меняются ролями.
«Посмотри и расскажи»
Цель: развивать умение оценивать свои действия, воспитывать доверительные отношения между детьми.
Ход игры: дети по очереди выполняют действия с игрушками, а другие наблюдают и оценивают.
Театрализованная игра «Наоборот»
Цель: учить различать поведение героев, закреплять знания о особенностях характера, нормах поведения.
Ход игры: предложить разыграть хорошо знакомые сказки, изменив характеры персонажей на противоположные.
Театрализованная игра «Моя семья»
Цель: закреплять знания о морально-нравственных ценностях.
Ход: Дети самостоятельно изготавливают фигурки персонажей.
Воспитанникам объясняются отношения, которые необходимо разыграть.
«Подбери слово»
Цель: расширять словарный запас детей, учить понимать смысл и значение слов.
Ход игры: ребёнок должен подобрать как можно больше слов к вопросу.
Примерные вопросы:
- Когда человек испытывает страх, что он делает?
- Человек, лишенный чувства жалости, сострадания, причиняющий боль другим.
- Что доставляет людям веселье?
- Человек тихий, мягкосердечный.
- Когда человеку невесело, какой он?
- Человек, которому можно довериться?
- Человек, не испытывающий страха? и т. п.
«Будь внимательным»
Цель: учить различать эмоции другого человека, анализировать, оценивать их и объяснять причину происхождения.
Ход игры: ребёнку предложить изобразить определённые эмоции с помощью движений, изменения голоса
«Оживи предмет»
Цель: развивать коммуникативные навыки, умение выслушать другого.
Ход игры: взрослый предлагает детям представить, что чашка, швабра и т. д. -живые предметы, с которыми можно общаться. О чём бы вы их спросили? Что бы они вам ответили?
Беседы:
Беседа «Цветик-семицветик»
Цель: развитие чувства принадлежности к миру, развитие умения общаться.
Ход: каждый ребёнок по желанию открывает лепестки с вопросами.
Я похож на других, потому что…
Я отличаюсь от других, потому что…
Я мог бы всех научить, потому что…
Я хотел бы быть похожим на, потому что…
Мой любимый герой, потому что…
Когда я хочу познакомиться с кем-то, то…
Я никого не обижаю, потому что…
Беседа «Кто заботится?»
Цель: закреплять понятие «заботливый», «вежливый».
Ход: дети сидят в кругу и передают символ-солнце, отвечая на вопросы.
Что для тебя делает дворник?
Что для тебя делает шофёр?. строители?. врачи?. садовники и лесники?
Как быть внимательным?
Зачем нужна вежливость?