Ольга Пильщикова
Консультация для родителей «Автоматизация звука [Р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Автоматизация звука[Р]"
Автоматизация звука Р нужна для того, чтобы ребенок научился правильно произносить его во всех слогах, словах, предложениях и связной речи.
Поставленный изолированный звук очень хрупкий, так как у ребенка или произносящего тот или иной звук неправильно сложилась привычка дефектного произношения.
Публикация «Консультация для родителей „Автоматизация звука [Р]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буква Р. Консультации для родителей
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Консультации для родителей
- Темочки
Занимайтесь систематично по 15-20 мин ежедневно. Исправляйте произношение ребенка в повседневной жизни и напоминайте ему, что он должен следить за своей речью.
И не забывайте дать «установку» на правильное звукопроизношение.
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой
последовательности: от простого, к сложному.
Необходимо учитывать и смысловую доступность лексического материала. Ребенку нужно обьяснять значение незнакомых слов.
Итак, сначала необходимо добиться легкого произношения изучаемого звука изолированно : -рррр рррр. (на первых этапах возможно произношение звука с призвуком Д или Т * дррррр, трррррррр)
Важно! Ребенок должен четко знать артикуляцию и характеристику изучаемого звука. Используется игровой прием «Как рычит собака?» - звукоподражание. Отрабатываемый звук произносить четко и длительно (закрепляем артикуляционный уклад и привлекаем слуховое внимание).
1. Этап - автоматизация изолированного звука
Вспоминаем положение органов артикуляции при произнесении звука Р. Образ буквы. Выложить шнурком, разными буквами, карандашами, гречкой, слепить. Сделать руками.
«Рычи» : громко, тихо.
• «Поймай звук» Я произношу разные звуки, как только услышишь [р] — произнеси его четко и длительно нет — топни.
• «Игра с кубиком» - бросаем кубик по очереди произносим столько раз РРР, сколько точек выпало.
• «Звуковые дорожки» - проводим пальчиком по дорожке, произнося отрабатываемый звук.
• «Рычи» голосом мамы, папы, дедушки.
• Произнеси [р] столько раз, сколько услышишь хлопков; сколько раз подниму руку, дотронусь до тебя….
• Я буду писать тебе буквы на спине, как только напишу Р — произнеси этот звук четко. Нет — сожми кулачок.
• Я тебе напишу разные буквы, а ты подчеркни (обведи, все буквы Р и чётко их произнеси. Р о к р с в р б ю ь э р р н р.
2 Этап — автоматизация в слогах
Автоматизируем твердый звук р, значит, с гласными а о у ы э.
В простых слогах (ра, ру, ро, ры, рэ, ар, ур и т. д.)
• Игра «Эхо». Попросите ребенка повторить за Вами слог и серии слогов. Упражнение хорошо развивает память и слоговую структуру речи.
• дра-дры-дро-дру
дры-дро-дру-дра
дро-дру-дра-дры
дру-дра-дры-дро
• По одному слогу. По два слога одинаковых или разных. По 3-4 слога одинаковых или разных (ра-ра-ра, ру-ру-ру, ры-ры-ры, ро-ро-ро). Можно говорить на разной высоте голоса и с разной громкостью, с разной интонацией.
• «Пирамидка» - нанизывает колечки и проговаривает слог.
• «Соедини ладошки» - на одну кладём р, на другую - у. Или наоборот. Соединяем ладошки и чё тко произносим: РРРу, уРРР.
• «Весёлая песенка» рэ — рэ --- рэ-рэ-рэ – (мотив этой песни придумайте сами).
• «Какой слог лишний?» ра — со — са; ор — ур – ам – ыр.
• «Доскажи словечко». Взрослый начинает, а ребенок заканчивает слово, правильно произнося слог.
Дует сильный ве. (тер).
Вика вяжет сви. (тер).
Миша сорвал с грядки красный поми. (дор).
Землю пашет трак. (тор).
Папа включил телеви. (зор).
На перекрестке свето. (фор).
В чай кладут са. (хар).
3 Этап - автоматизация звука в словах
Игра «Телеграфист». (Это кто) Я тебе буду называть слова, а ты произноси их, четко и по слогам. Му-ра-вей. Муравей, муравейник, каравай, караван, парашют, парашютист, каракатица, карандаш, карамель, курага, курабье, макраме, буран, баран, карась, гараж, барабан, баранки, фотография.
• Какой слог исчез из слова Буратино? Бу. тино. - Ра. Буратино. Сорока? Со….ка. - Ро. Сорока.
• Игра «Один — много» Кедр - кедры, кадр-, выдра-, ведро-, подруга-…
• Игра «Назови ласково»
Друг - дружок, подруга-, дракон-, квадрат-, дрова-, ведро-, ядро-, бедро-…
• Игра «Будь внимательный» Повторяй слова, в которых есть [р] : мох, суп, пар, лак, рот, дым, сон, сыр, муж, лось, рак, мел, бор, сок, лук, мех, рубль, дом, брат, снег, квас, гром, град, стук, бровь, плот, душ, крот, ночь, брошь, лес, кран, нос, пёс, друг, дочь, круг, мак, сук, рысь.
• Игра «Фотоаппарат». Запомни как можно больше предметов и назови. (подобрать в интернете или с сюжетной картинки).
• Игра «Чего не стало?». Рассмотрели картинку, убрали. Была Корзина. Нет корзины. Был карандаш. Нет карандаша.
• «Игра «В гостях у гномов». Я назову предмет, а ты сделай его маленьким. Ручка — ручечка. Карандаш — карандашик.
•
4 Этап - произнесение [р] во фразе, словосочетании
• Игра «Опять 2 и 5». Например: Шар – 2 шара, 5 шаров. Слова: карандаш, тигр, кролик, персик, груша, тетрадь, морковка, муравей, сорока, зебра, морж, кровать, сарафан, пароход, фуражка, иигрушка.
• Подбери признак к предмету: морковь (оранжевая морковь, огромная морковь, картошка (свежая картошка, ….
• Счет 1 - 5 и обратно: ракушка + прилагательное (необычная ракушка). Одна необычная ракушка, две необычные ракушки,, пять необычных ракушек.
• Продолжи предложения.
Я несу дрова. Ты… Он… Она… Мы. Они…
Я читаю о друзьях. Ты… Он… Она… Мы… Они…
• В чистоговорках ребёнку предлагается продолжить фразу и закончить ее словом. Чистоговорки можно придумывать самим. Они не только закрепляют правильное произношение звука, но и развивают чувство ритма и рифмы.
Аш-аш-аш, есть у Ромы. (карандаш).
Ши-ши-ши, на столе. (карандаши).
Шом-шом-шом, рисует Рома. (карандашом).
Вей-вей-вей, несет травинку. (муравей).
Раном-раном-раном, баран бодается с. (бараном).
• Составление предложений со [р]. Юра играет. Утром Юра играет. Ранним утром Юра играет. Ранним утром Юра играет с братом. Ранним утром Юра играет с братом Ромой. Ранним утром Юра играет с роминым братом.
Индивидуальные особенности ребенка.
При всех общих правилах работы, дети, даже в одном и том же возрасте, имеют различные успехи. Ориентируйтесь на индивидуальные возможности ребенка. Я говорю о скорости работы. Кто-то при систематических занятиях двигается быстрее, кто-то медленнее.
Желаю успехов в достижении положительных результатов!