Валентина Сметанина
Консультация для родителей «Телевидение и дошкольник»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей : «Телевидение и дошкольник»
В современном мире телевидение
получило очень широкое
распространение. Телевизор есть в
каждом доме, и практически все люди
смотрят его, дети же не являются
исключением. Родители начинают
приучать детей к телевизору с самого
раннего детства, стремятся всеми
Публикация «Консультация для родителей „Телевидение и дошкольник“» размещена в разделах
возможными способами развивать
ребёнка. А телевизор — это очень удобно
– приносит удовольствие ребёнку, а
также расширяет его кругозор. Но часто родители забывают, что телевизор
не всегда несёт в себе только положительные аспекты.
В настоящее время практически не вызывает сомнения тот факт, что
сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют п
овышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь, детей.
Жестокость в мультфильмах используется расчетливо и намеренно для
привлечения к экранам максимально возможной аудитории с коммерческими
целями. Жестокие сцены в мультфильмах оказались самым простым
средством привлечения возрастной группы от 2 до 11 лет. Наиболее
серьезным и широко распространенным последствием этой рыночной
политики являются снижение чувствительности и формирование
толстокожей, отстраненной, циничной личности.
Очень часто именно просмотр телепередач обуславливает
возникновение детских страхов. Страх – эмоция, возникающая в ситуации
угрозы реальной или воображаемой. Большинство учёных считают, что
детские страхи — это обычное явление для детского развития. Страх, как и
любая другая эмоция, выполняет определённую функцию и позволяет
ребёнку и взрослому человеку ориентироваться в окружающей его
предметной и социальной среде.
Однако страхи, возникающие под влиянием фильмов и телепередач, не
являются полезными эмоциями, эти страхи не предостерегают человека от
возможной опасности. Поэтому, дети только чувствуют дискомфорт от этих
страхов.
Гиперактивность встречается у мальчиков в 8 раз чаще, чем у
девочек. Мальчики видят очень яркие образцы мужской жестокости по
телевизору. Они получают мощные послания: «Будьте крутыми, не
проявляйте эмоции перед лицом жестокости». Так как у них нет приемлемого
способа освободиться или выразить тот стресс, который они чувствуют,
выброс адреналина вызывает гиперактивное состояние, при котором лишняя
энергия заставляет этих ребят постоянно двигаться и нервничать.
До четырехлетнего возраста дети не в состоянии различить правду и
вымысел, когда смотрят телевизор. Для дошкольника телевидение - это
источник полностью достоверной информации о том, как функционирует
этот мир. Хотя жестокость в телевизионных программах стимулирует
реакцию, направленную на выживание, она может стать обычным,
ежедневным явлением. Похоже, что врожденное видовое чувство выживания
может притупиться и, в конечном счете, замениться стремлением к
подавлению других людей и привлекательностью жестокости. В более
позднем возрасте подростки и взрослые под действием сильного стресса
склонны возвращаться к наиболее ранним впечатлениям о том, что такое
жестокость и какова ее роль в обществе. Большая часть этих ранних
впечатлений могла появиться под влиянием телепередач.
За последние 20 лет резко увеличилось количество детей, которые
умеют воспринимать только зрительную информацию, на слух же
воспринимают плохо. И в общении с другими детьми у них возникают
сложности. Почему это происходит?
Во время сидения у телевизора ребенок не нуждается в том, чтобы
задействовать механизмы активной речи – он только слушает.
На речь отрицательно влияет не только молчание перед телеэкраном.
Передачи в основном построены стереотипно и никак не побуждают ребенка
развивать собственную фантазию и творческие способности. Поэтому речь
детей в игре становится скудной — они ограничиваются восклицаниями
наподобие тех, что встречаются в комиксах, бессвязными обрывками фраз и
нелепыми имитациями шумов, сопровождая их роботоподобными
движениями.
У родителей сегодня все меньше времени для детей: в среднем у
матери для нормального разговора с ребенком остается примерно двенадцать
минут в день, тогда как перед телевизором дети проводят по несколько часов
в день.
Кроме влияния на речь, телевидение способствует потере интереса
ребенка к спонтанным, творческим играм и естественному движению, не
давая детям достаточно стимулов для формирования двигательных навыков.
Нехватка разнообразия внешних раздражений может привести к тому, что
пострадают творческие способности, фантазия и интеллект. Дефицит
ощущений усугубляется недостатком стимулирующих условий в больших
городах.
Вы спросите: Что же, совсем запретить ребенку смотреть
телевизор? И как компенсировать уже причиненный вред?
Совсем запрещать ребенку смотреть телевизор – наверное не выход, но
следует ограничивать время просмотра. Для детей дошкольного возраста
рекомендуется смотреть не более 1 часа, для школьников – до 2 часов в день.