Екатерина Дьячкова
Консультация для родителей «Такие разные девочки и мальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
«Такие разные девочки и мальчики».
Всем известно, что у девочек и мальчиков с раннего возраста формируются разные интересы, привычки и способы общения окружающими. С 2-3 лет малыши уже начинают осознавать свой пол. Они внимательно наблюдают за взрослыми и стараются повторять за ними, знакомятся с ролевыми моделями, которые встречаются в книгах, фильмах, телевизионных программах. Всё это формирует личность ребёнка. Важно объяснять детям, какие герои являют собой хороший пример для подражания, а какие плохой, помогать правильные выводы. Дошкольный возраст - наиболее значимый и активный этап адаптации к социальным нормам. В этот период необходимо особенно внимательно относиться к потребностям малышей, направлять их и заботливо развивать их потенциал. А для этого нужно разбираться в физиологических и психологических особенностях, свойственных мальчикам и девочкам. Знание основных принципов гендерного развития поможет предотвратить множество серьёзных проблем.
Публикация «Консультация для родителей „Такие разные девочки и мальчики“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Взрослые как пример для подражания. Роль семьи первостепенна в гендерном вопросе. В своем поведении малыши ориентируются на родителей и других старших. Поэтому взрослым необходимо следить за собой, зная, что их плохие привычки станут привычками их детей. А правильный образ жизни родителей вдохновит и малышей. В неполных семьях процесс знакомства с гендерными нормами происходит сложнее. Чтобы понять разницу между женским и мужским началом, ребенку необходимо общаться и с мамой, и с папой. Если же у него нет такой возможности, он испытывает сложности в познании мира и самого себя. В отсутствии мамы роль главного женского образа могут взять на себя бабушка, тетя и другие родственницы малыша. В роли главного мужского образа могут выступать, соответственно, дедушка, дядя и другие родственники. Добрая, дружественная атмосфера в семье как нельзя лучше влияет на здоровое развитие ребенка и укрепляет его уверенность в своих силах. Каждый ребенок уникален. Существуют определенные нормы развития и поведения, свойственные большинству детей, но всегда есть место индивидуальности и персональным особенностям. Корректируя недостатки и исправляя погрешности, не забывайте ценить личность малыша и принимать его таким, какой он есть. Характер не полностью определяется анатомией. Большое значение имеют среда и воспитание. В современном мире человеку важно совмещать и традиционные для своего пола качества, и лучшие свойства, характерные для противоположного пола. Например, в мальчиках наряду с мужскими чертами необходимо так же развивать отзывчивость, терпимость, сговорчивость, сопереживание. А в девочках, полезно воспитывать не только заботливость, чуткость, мягкость, но и решимость, твердость в отстаивании своих прав и интересов, инициативность. У мальчиков позже, чем у девочек, развивается левое полушарие и медленнее формируются связи между полушариями. Это влияет на становление речи. Мальчики позже девочек начинают говорить и приобретают навыки рационально- логического мышления. До определенного возраста у них преобладает образно- чувственная сфера. Это значит, что мальчикам сложнее выражать свои мысли словами. Им нужна наглядность и образность. Они ориентируются не на слова взрослого, а на его поступки. Объясняя что-то мальчику, подкрепляйте слова картинкой: показывайте иллюстрации и необходимые действия. Мальчики плохо разбираются в речевом потоке взрослых. Им необходима конкретная демонстрация. Подавайте правильный пример своим поведением. Ругая мальчика, конкретную причину вашего недовольства, а не рассказывайте, какой он плохой. Изложите мысль, которую хотите до него донести, четко и кратко в первые минуты разговора. У девочек быстрее, чем у мальчиков, за счет более активного развития левого полушария, прогрессирует речь. Эмоционально окрашенный разговор, усиленные интонации, четкая мимика помогут девочке усвоить информацию быстрее. Улыбка, ласковый тон взрослого придадут ей необходимую уверенность в себе. Девочки, лучше понимают настроение окружающих. Улыбающееся или хмурое лицо взрослого расскажет им не меньше, чем его слова. Девочки нуждаются в демонстрации заботы, ласке и похвале за то, что они просто есть на свете. Девочке особенно важны словесные подтверждения родительской любви. Хвалите ее чаще. Ругать девочку нужно тихим и спокойным голосом, чтобы сильные эмоции не заглушали смысл критики. Детей необходимо с ранних лет знакомить с нормами поведения в обществе, объясняя их социальные роли. Девочки- маленькие леди, а мальчики- будущие мужчины, поэтому они должны вести себя подобающим образом. Правила хороших манер просты: быть вежливыми, здороваться и прощаться, предлагать свою помощь и говорить спасибо. Знать правила дружбы: уметь делиться, сопереживать и поддерживать других, уважать чужие интересы наравне со своими, быть добрым, отзывчивым, уметь проигрывать, радуясь успехам друзей, признавать свои ошибки и решать споры мирно. Владеть навыками поведения в гостях и в общественном месте: с вниманием относиться к потребностям окружающих, не кричать, не мешать другим людям, не портить чужие вещи, помогать тем, кто в этом нуждается (уступать место, пропускать вперед, поднимать упавшее). Прилично вести себя за столом: не говорить с полным ртом, не кричать, есть аккуратно, не жадничать. Дети обязательно должны понять, что недопустимо проявлять физическую и психическую агрессию. Нельзя драться, кусаться, царапаться, щипаться, обзываться и обижать других своими поступками и словами. Мальчикам следует научиться проявлять вежливость по отношению к девочкам : помогать им, уступать место и дорогу, пропускать, подавать руку, придерживать дверь. Девочкам необходимо благодарить мальчиков за заботу и помогать им в том, в чём они слабее. Важно: старшие подают пример младшим! Дети копируют поведение родителей! Взрослые обязаны следить за своими поступками и словами, чтобы не подавать негативного примера малышам!
Мальчикам свойственна активная поисковая и исследовательская деятельность, тяга к освоению новых пространств. Для мальчиков такое бурное проявление интереса к окружающему является нормой, это важный этап его развития, накопления знаний и умений. Его ни в коем случае нельзя за это ругать. Желание всюду залезть и всё потрогать - признак проявляющейся самостоятельности будущего мужчины. По возможности организуйте просторное помещение для досуга. Его энергия постоянно ищет выхода, всё, что попадается в руки, становится объектом исследования и игры. Чтобы уберечь ребёнка от травм, а ценные вещи – от излишнего внимания маленького экспериментатора, предложите ему увлекательные варианты времяпрепровождения и следите, чтобы на его пути не попадались опасные или не предназначенные ему предметы. Отличный выбор – конструкторы, особенно крупные, машинки и прочий транспорт с большим кузовом, в котором можно перевозить другие игрушки, мячи и всё для спорта. Мальчикам характерен дух соревнования, им нравятся подвижные игры, где есть возможность проявить себя и обыграть соперника. Мальчишеским играм необходим простор, они по своей природе масштабны и во время них развивается дальнее зрение.
Предлагайте мальчику помощь, только если он действительно в ней нуждается. Излишняя опека может вызвать протест. Он может подумать, что взрослые ему не доверяют и не считают его достаточно умным, ловким и способным. Это может стать причиной заниженной самооценки и неуверенности в своих силах. Вдохновляйте мальчика на самостоятельную деятельность и хвалите за достигнутые результаты.
Девочки принимают помощь с благодарностью, для них это проявление заботы и любви. Чуткое внимание со стороны старших очень важно для них, оно дает ей чувство безопасности. Так же девочки отличаются большей послушностью и эмоциональной стабильностью. Окружайте девочку позитивными примерами для подражания. Рассказывайте истории, показывайте мультики и фильмы, демонстрируйте собственным поведением, что значит быть доброй и честной. Девочки сильнее подвержены влиянию извне – пусть оно идет им на пользу. И не забывайте поддерживать ее ласковыми словами. Девочки чувствуют себя комфортно в небольших группах единомышленниц, их очень радует спокойная совместная игра на семейно-бытовую тему. В своих играх девочки чаще задействуют ближнее зрение: рассматривают предметы, интересуются мелкими деталями. В отличие от мальчиков, девочкам для досуга необходимо небольшое уютное пространство с богатым наполнением: игровыми наборами, маленькими аксессуарами и, конечно же, куклами. У девочек лучше развита мелкая моторика – им нужны детализированные игрушки небольшого формата. Одно из любимых девичьих занятий - освоение роли мамы. Поэтому в игровой среде обязательно должны присутствовать соответствующие атрибуты: бытовая утварь, предметы ухода за детьми, одежда для кукол и прочее.
Как правило, девочки достаточно спокойно входят в новую для них среду детского сада с 2-2,5 лет. Мальчики обычно созревают к 3 годам. Чтобы сделать адаптацию к непривычным условиям легче, необходима определённая подготовка. К ней лучше приступить заранее. Примерно за год до поступления в сад полезно начать упоминать о нем в положительном ключе: как там интересно, как много игрушек, какие добрые воспитатели. Домашний режим, приближенный к режиму детского сада, так же позитивно повлияет на дальнейшее пребывание в саду. Хорошо, если ко времени поступления в сад ребенок приобретет основные бытовые навыки: самостоятельный прием пищи, одевание и раздевание, гигиена. Важно научить обращаться к старшим с просьбами и сообщать о своем состоянии. Не стоит тревожно реагировать на нежелание ребенка идти в садик. Привыкание к новому происходит постепенно, у мальчиков медленнее, чем у девочек. Но излишнюю привязанность к родителям, из-за которой дети капризничают, можно снизить. В этом помогут игра в прятки, ролевая игра, общение с другими взрослыми родственниками, с которыми можно оставить ребенка на час, общение с другими детьми.
Общение со сверстниками в детском садике - как правило, первый опыт активной социализации. Дети учатся выстраиванию отношений с ровесниками и незнакомыми взрослыми, ищут свое место в коллективе. И от того, каким будет этот первый опыт, во многом зависит дальнейшее развитие личности и характера ребенка. Обычно дети разбиваются на группки, у их отношений появляется избирательный характер. Чтобы ребенок не стал изгоем, следует обращать его внимание на правила общения с другими, воспитывать в нем уважение к другим и к себе, к чужим и своим интересам, уверенность в своих силах, умение решать споры бесконфликтно. Родители должны подавать пример своим поведением: быть вежливыми, отзывчивыми, открытыми для общения с окружающими, не отступать от своих принципов и защищать тех, кто дорог. Важно интересоваться жизнью ребенка в детском саду, его эмоциями и переживаниями, наблюдать за его игрой с другими детьми, чтобы суметь вовремя скорректировать ситуацию. Мальчики и девочки по-разному строят отношения в коллективе. В мальчишеских группах дети активно стремятся к самоутверждению, чаще ориентируются на мнение друг друга, стараются проявить себя и этим заслужить одобрение. Девочкам обычно важнее мнение старших, поэтому они послушнее. Им важно, как к ним относятся, какие эмоции они вызывают, как их поведение сказывается на других. Девочки акцентируют внимание на чувствах окружающих и на гармоничных отношениях внутри группы. Взрослым стоит описывать детям психологические различия полов только с позитивной стороны. Например, вместо «все мальчишки хулиганы» говорить «мальчики активные», а вместо «все девчонки плаксы»- «девочки ранимые».
С помощью советов и чуткого руководства старших дети смогут лучше узнать друг друга и окружающий мир.
В 2-3 года в играх детей появляются первые сюжетные линии. Ребенок в этом возрасте осваивает роль режиссера, придумывая роли для игрушек и проговаривая за них реплики. Этот режиссерский опыт очень важен для развития фантазии, логики и самостоятельности. Еще одна сторона сюжетно-ролевых игр – перевоплощение самого малыша в кого-то другого или в какой-то предмет (машину, поезд). Помимо расширения кругозора (ребенок накапливает и систематизирует знания по конкретным темам, у такого досуга есть одно преимущество- возможность переключиться, отдалиться от проблем (дома, со сверстниками) и восстановить психическое равновесие.
Что делать? Знакомить детей с аспектами социальной жизни, особенностями своей работы и других профессий, рассказывать об устройстве механизмов и т. п.
Чего не стоит делать? Запрещать неправильные с точки зрения взрослого действия (пожарный не набирает воду в море; врач не пьет чай с пациентами). Это будет тормозить развитие воображения. Ребенок будет теряться в незнакомой ситуации.
Полезно приобщать детей ко взрослой деятельности. Пусть девочка помогает маме по дому, а мальчик – папе по хозяйству. Приобретение этих важных навыков станет импульсом к дальнейшему развитию и прибавит детям уверенности в своих силах.
Для лучшего освоения малышами темы полов полезно изготовить генеалогическое древо – Древо жизни. Это наглядная и доступная детскому пониманию иллюстрация социальных ролей мальчиков и девочек. Попросите ребенка описать свою внешность, одежду и интересы и заполните соответствующие графы под фото родственников. Так ребенку станет понятнее, чем он похож с папой, дедушкой, братьями и другими родственниками – мужчинами и чем отличается от мамы, бабушки, сестер и других родственниц, потому что он мальчик, а они девочки. Так же и девочка увидит, как она похожа на маму и других родственниц и чем отличается от папы и других родственников.
Гендерный подход крайне важен при воспитании ребенка. Зная склонности и природные особенности ребенка, можно создать оптимальные условия для его гармоничного развития. Однако важнейшим факторам остаются родительская любовь, забота и внимание к индивидуальным потребностям маленького человечка.