Капустина Татьяна
Консультация для родителей «Сюжетно-ролевые игры с детьми раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
информацию подготовила воспитатель Капустина Татьяна Борисовна.
В сюжетно-ролевых играх ребенок воспроизводит, как бы моделирует действия и взаимоотношения взрослых, проникая в смысл их деятельности, в них формируется одна из замечательных способностей человеческого ума — способность к оперированию знаками и символами. Игра, являясь формой детской самостоятельности, имеет свои особые законы развития. В игре формируются память, сенсорные процессы, моторика, умственные способности, нравственные качества личности, нормы поведения, а также взаимоотношения детей.
Публикация «Консультация для родителей „Сюжетно-ролевые игры с детьми раннего возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Чтобы представить, как происходит развитие ребенка в игре, следует вспомнить, что сама она осуществляется, совершенствуется в двух взаимосвязанных планах. Разрозненные игровые действия ребенок постепенно начинает объединять в определенной последовательности «составляя» сюжет.
Последовательность игровых действий у детей раннего возраста не всегда соответствует жизненной логике. Существенные достижения в этом направлении происходят у детей к концу третьего года жизни. У них кукла становится как бы «заместителем» человека. Сюжет игровых действий с ней определяется логикой жизни, усвоенной малышом. Ребенок дает кукле имя, ведет в игре разговор от её лица, заботится о кукле, как о живом существе. В игровой деятельности дети часто называют себя именами взрослых. Очень важен правильный подбор игрушек. Куклы и мишки могут быть разного размера (большие, средние, маленькие, но также, чтобы их удобно было заворачивать, укладывать спать, кормить, гулять; кукольная мебель, машины должны быть прочными, чтобы малыш мог не только посадить куклу на стул, но и сесть сам. Игрушечная посуда должна быть крупных размеров. В группе игрушки расположены в разных игровых зонах, чтобы дети могли заниматься небольшими группами, не мешая друг другу.
игра создает «зону ближайшего развития» и поэтому особенно в младшем дошкольном возрасте должна быть ведущий деятельностью. В возрасте 3-4 лет ребенок начинает выходить за пределы семейного круга, и взрослый для него - это уже не только член семьи, но и источником определенной информации. Желание ребенка быть похожим на большого, сильного всезнающего взрослого и позволяет развить умение жить в социуме, управлять своим поведением, действовать коллективно. Дети играют в «дочки-матери», в шоферов и летчиков, в детский сад, в больницу. Но один и тот же сюжет может быть разыгран по-разному. Одна девочка, изображая маму, ограничивается молчаливым «кормлением» куклы, другая же беседует с «дочкой», учит правильно держать ложку, пользоваться салфеткой. Ясно, что второй вариант пред почтительнее, и вы должны помочь ребенку играть содержательно.
Включаться взрослому в игру нужно исподволь, не распоряжаясь и не объясняя ребенку, что он должен, а чего не должен делать. Лучше всего, если ребенок начал играть, а взрослый присоединяется к нему, уже «войдя в образ». Вот так, например.
— Здравствуйте, я доктор. Вы кормите дочку? Извини те, если я помешала. Я шла мимо и решила узнать о здоровье вашей девочки. Ведь вчера у нее болел живот.
Включаясь в игры ребенка, вы будете содействовать тому, что он и сам научится брать на себя разные роли, общаться с другими детьми. Организовывать такие совместные игры, находить для своего ребенка товарищей тоже очень важно. Особенно если он не посещает детский сад.
Но не следует думать, что двое-трое трехлетних детей самостоятельно сумеют затеять коллективную игру. Оста вив, скажем, Мишу наедине с соседским. Петей и через 10—15 минут войдя в комнату, вы, скорее всего, застанете такую картину. В одном углу Миша катает по полу свою любимую машину, в другом Петя стреляет из игрушечного ружья. Хорошо еще, если дело не дошло до конфликта из-за игрушек.
Научить детей объединяться для совместной игры — задача родителей, и решить ее можно уже известным способом — приняв участие в происходящем.
— Я хочу купить диван и ищу шофера, который помог бы его перевезти. Может быть, ты, Петя, согласишься быть шофером? Товарищ шофер, давайте найдем продавца и спросим, есть ли в магазине диван. Где у нас продавец? Это, наверное, ты, Миша? Товарищ продавец, у вас в магазине естьдиваны? Покажите нам, пожалуйста.
Игровые действия вовсе не должны быть как две капли воды похожи на настоящие. Но важно, чтобы ребенок мог изобразить самые разнообразные действия и чтобы другие участники совместной игры понимали, что он имеет в виду. А помочь в этом своему ребенку вы сможете, если будете проводить с ним игры-занятия на темы : «Что я делаю?» и «Покажи, как.». В первом случае взрослый изображает различные простые действия без предметов или с условными предметами, а ребенок угадывает, какое действие ему показывают («ты моешь руки», «ты едешь на маши не»). Во втором случае показывает действия ребенок, а взрослый выступает в качестве отгадчика.
Детям, конечно, нужны игрушки и, главным образом, такие, с которыми можно выполнять разнообразные игровые действия. Но с точки зрения умственного развития предпочтительней неоформленный игровой материал. Умение увидеть в одной и той же ничем не примечательной папочке термометр, расческу, отвертку, а может быть, скрипку, трубу и даже пароход — важный этап в развитии детского мышления. Совершенствовать такое умение по могут специальные упражнения.
• Вот твой стульчик. Как ты думаешь, во что с ним
можно поиграть? Пусть он будет машиной. А еще? Паровозом.
Конечно, на первых порах не обойтись без подсказок. А потом ребенок начнет с удовольствием фантазировать и сам. Вот, например, зонтик. Это и парашют, и крыша, и огромный гриб, а в свернутом виде — лошадка и многое-многое другое.
Сюжетно-ролевые игры учат ориентироваться в человеческих взаимоотношениях.
Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка было как можно больше
разнообразных игр и игрушек, которые надо осознанно выбирать, а не бес порядочно накапливать.
• Заранее согласовывайте с ребенком требования к хранению и
уборке игрушек. Продумайте, как можно временно сохранять детские
постройки и конструкции. За неимением места для длительной демонстрации «празднуйте результат» (награждайте автора аплодисментами, зарисовывайте его постройку и т. п.) - и только после этого убирайте
игрушки для хранения.
• Вспоминайте свое детство и рассказывайте ребенку о том, как вы
играли сами и со своими друзьями. По желанию ребенка показывайте известные вам детские игры.
• Наблюдайте за играми ребенка дома и по желанию рассказывай
те о них воспитателям; интересуйтесь, во что ребенок предпочитает играть в детском саду.
• Проявляйте уважение к личности ребенка, считайтесь с поэтапностью становления игровой деятельности и не пытайтесь искусствен но ее ускорять.
• Тактично, ненавязчиво предлагайте ребенку помощь в создании
игровой среды («Может быть, тебе для приготовления обеда понадобится моя кастрюля? А хочешь, я помогу тебе сделать гараж для твоей
машины?» и т. п.). Отказ ребенка воспринимайте как должное («Конечно, тебе виднее. Но если тебе что-то понадобится, то я буду рада тебе
помочь»). Все последующие обращения ребенка расценивайте как про явление к вам доверия и уважения за ваши деликатность и такт.
• Проявляйте инициативу и выражайте искреннее желание участвовать в игре.
• Получив согласие ребенка на ваше участие в игре, поинтересуйтесь своей ролью («А кем я буду?») и безоговорочно, с благодарностью
примите ее.
• В случае если вы не понимаете ситуацию и желания ребенка,
уточните у него важные для развертывания сюжета обстоятельства,
связанные с характеристикой героя, его поведением и т. п. («А какой я
буду лисой - доброй или злой?»).
• Действуя в роли, проявляйте инициативу и самостоятельность,
• старайтесь мотивировать поступки того героя, чью роль вы выполняете. Если возникнут трудности - не теряйтесь, не прекращайте игру, а спрашивайте у ребенка, как вам следует поступить («Что мне дальше делать?»).
• Всегда соглашайтесь со своим малышом! Это вселяет в него уверенность в своих силах и порождает инициативу и творчество.
• По окончании игры выразите ребенку удовлетворение и выскажите надежду на то, что и в следующий раз он пригласит вас участвовать в ней.
• Оказывайте постоянное внимание и проявляйте уважение к детским играм.
• Выражайте одобрение и восхищение по поводу того, что дети самостоятельны и инициативны в своих играх («Какой ты молодец (умница! Как тебе удается все это самому (самой) придумать?»).
• Сопереживайте чувствам детей в играх - умейте увидеть смешное
в том, что кажется им смешным, грустить по поводу того, что кажется им
грустным, и т. д.
• Советуйтесь с педагогами и психологами ДОУ при выборе игрушек
для подарка ребенку, при формировании домашней игротеки.
• Изготавливайте некоторые игрушки для ребенка своими руками -
машинки, куклы и наряды для них, мягкие игрушки. Сюжетно-ролевая игра повышает умственную активность ребенка и он, играя, может решить более трудную задачу, учат ориентироваться в человеческих взаимоотношениях. Полезны, конечно, и наблюдения, и беседы, и чтение, и рассматривание картин, и встречи с интересными людьми и другие методы.