Татьяна Зеленкова
Консультация для родителей «Страхи и страшные сны у детей»
▼ Скачать +Заказ
Что такое страх?
Страх – это фундаментальная эмоция человека, возникающая в ответ на действие угрозы. Как и другие неприятные переживания (гнев, аффект, страдание и пр., страх не является однозначно опасным и «вредным» для ребенка. Очень часто страх защищает ребенка от риска, уводит от опасности, регулирует и строит его поведение.
Публикация «Консультация для родителей „Страхи и страшные сны у детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Сон, режим сна, укладываем ребенка спать. Консультации
- Страх и детская тревожность
- Страх, детские страхи, тревожность. Консультации для родителей
- Темочки
Страхи у детей дошкольного возраста.
Страхи у детей в возрасте до 7 лет требуют внимательного отношения взрослых. Проявления страха у ребё нка разнообразны: от суетливости и многословности, до полного оцепенения, когда ребенок замолкает и замирает.
У каких детей возникает большое количество страхов?
Можно с уверенностью утверждать, что страхов гораздо больше у эмоциональных, чувствительных и впечатлительных детей, а так же у детей тревожных родителей, и детей, растущих в атмосфере психологического неблагополучия (конфликты, ссоры, эмоциональная холодность в семье). Большинство детей, имеющих проблему страхов, по той или иной причине недополучили от родителей уверенности в своих силах. Для таких детей не свойственно проявление агрессии, они не дают сдачи. Все вышеперечисленные факторы являются благоприятной почвой для возникновения страхов. Остаётся лишь появиться угрозе (действительной или придуманной, которая и спровоцирует определенное поведение ребенка.
С чем связано возникновение страхов у дошкольников?
1. В этом возрасте активно развивается эмоциональная сфера, воображение ребенка.
2. Расширяется кругозор и общая эрудиция. Ребенок узнает о жизненных проблемах, смерти, травмах, болезнях и т. п.
Таким образом, для дошкольников небольшое количество страхов является возрастной нормой. Принято считать, что для детей 3-5 лет – это 7-8 страхов, в числе которых: боязнь темноты, одиночества, уколов, сказочных персонажей, высоты, крови, неожиданных звуков. Для 6-7 летних детей значение нормы страхов ещё выше – 10-11 страхов – норма. Типичными страхами детей 5-7 лет бывают : боязнь животных, смерти, пожара, глубины, страшных снов, нападения, страх наказания.
Как отличить возрастной страх от невротического?
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ :
«Осторожно, страхи!»
Возрастные страхи
(проходят с возрастом и требуют правильного обращения) (см. Правила обращения со страхами) Невротические страхи
(не проходят с возрастом и требуют вмешательства психолога)
1. Эмоционально не выражены, не слишком заметны и не мешают ребенку 1. Эмоционально выражены, заметны, мешают ребенку
2. Проходят в спокойной и безопасной обстановке 2. Сохраняются в течение длительного времени
3. Не накладывают отпечаток на характер ребенка 3. Оказывают неблагоприятное влияние на характер (появляются неуверенность, тревожность, мнительность)
4. Выраженные нервно-психические нарушения отсутствуют 4. Присутствуют и другие нервно-психические нарушения помимо страхов (энурез, ребенок грызет ногти, заикается и т. д.)
5. Ребенок пытается изучить объект страха, познать и преодолеть 5. Ребёнок избегает не только объекта страха, но и всего нового, неизвестного
6. Страх одиночества, темноты, животных ситуативен и не част 6. Страх одиночества, темноты, животных заметно выражен
7. Страхи легко поддаются коррекции и самокоррекции 7. Страхи с трудом поддаются коррекции и самокоррекции
Причины возникновения страхов в дошкольном возрасте:
1. Истоки тревожности следует искать в раннем детстве; уже на втором году жизни она может возникнуть как результат неправильного воспитания.
2. Наличие страхов и тревожности у родителей, главным образом у матери.
3. Чрезмерная принципиальность родителей или их эмоциональное неприятие ребенка.
4. Большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье.
5. Конфликтные отношения между родителями в семье - очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной.
6. Постоянно испытываемые матерью нервно-психические перегрузки вследствие вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей (прежде всего роли отца). Так, мальчики и девочки боятся чаще, если считают главной в семье мать, а не отца.
7. Беспокойство у эмоционально чувствительных детей первых лет жизни возникает и вследствие стремления некоторых матерей как можно раньше выйти на работу, где сосредоточена основная часть их интересов. Эти матери испытывают постоянное внутреннее противоречие из-за борьбы мотивов. Они рано отдают детей в дошкольные детские учреждения, на попечение бабушек, дедушек, нянь и недостаточно учитывают их эмоциональные запросы.
8. На количество страхов оказывает влияние состав семьи. У девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста число страхов заметно выше в неполных семьях, что подчеркивает особую чувствительность этого возраста к разрыву отношений между родителями. Именно, в 5-7 лет дети в наибольшей степени стремятся идентифицировать себя с родителем того же пола. Наиболее подвержены страху единственные дети в семье как эпицентр родительских забот и тревог. Единственный ребенок находится, как правило, в более тесном эмоциональном контакте с родителями и легче перенимает их беспокойство.
9. Возраст родителей : у молодых, эмоционально непосредственных и жизнерадостных родителей дети менее склонны к проявлениям беспокойства и тревоги; у «пожилых» родителей дети более беспокойны, что отражает преимущественно тревожность матери, поздно вышедшей замуж и долго не имевшей детей.
10. Взаимоотношения со сверстниками - если детский коллектив и взрослые не принимают ребенка, обижают его, то малыш не хочет идти в детский сад, так как он боится.
11. Психические травмы типа испуга.
12. Психическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Памятка для родителей
«Правила обращения со страхами»
1. Страхи больше всего боятся смеха, поэтому просто необходимо увидеть смешное в страшном.
2. Страхи не любят, когда о них рассказывают, пытаются их детализировать и анализировать. Страхи в этот момент чувствуют себя бабочкой, пойманной в сачок. Чем больше говоришь о страхе, тем он становится меньше.
3. Страхи не любят, когда в них начинают играть, пытаются нарисовать, вылепить из пластилина, склеить из бумаги, да и просто осуществить с ними какие-то действия. От этих действий страхи и страшные сны начинают таять, как тает снег в погожий весенний день.
4. Кроме этого, важно понять, а не являются ли родители источником тревоги? Например, родители сами много боятся и внушают свои опасения детям.
5. В разном возрасте страхи преодолевают по-разному. Для детей 3-5 лет естественной будет «расправа» над злом – зло надо уничтожить (порвать рисунок с изображением страха). Детей 5-7 лет нужно научить справляться с опасностью, используя свой ум, знания и умения. Нужно научить ребёнка гибкому ролевому поведению при столкновении с жизненными препятствиями и трудностями.
Способы коррекции детских страхов :
1. Устранение страхов с помощью арт-терапии - рисуя и рассказывая, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.
2. Метод избавления от страхов с помощь игр подвижных и ролевых (при выборе ребенком роли «злодея» и при вхождении ребенка в образ источника собственного страха достигается поставленная цель).
3. Куклотерапия - одно из направлений арт-терапии - у ребенка появляется реальная возможность попробовать себя в роли храброго защитника своей любимой игрушки.
4. Метод анатомирования и манипулирования страхами направлен на то, чтобы ребенок осознал и принял ситуацию, которая вызывает у него страх. Кроме того, имеет место и десенсибилизация страхов — это привыкание ребенка к своему страху путем узнавания и понимания того, что именно представляет собой объект страха.
5. Песочная терапия - это самый органичный для ребенка способ выразить свои переживания, выстраивать отношения, и способ привычный, хорошо знакомый, это его реальность. Это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение Малыш играет в то, что у него «болит». Отыгрывая свои эмоции, ребенок каждый раз сам себя лечит.
Таким образом, при работе со страхами детей необходим комплексный подход к решению данной проблемы, а самое главное - коррекция детско-родительских взаимоотношений в семье.