Наталья Чуклеева
Консультация для родителей «Стимуляция речевой активности детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Стимуляция речевой активности детей раннего возраста»
Овладение речью – сложный многосторонний психический процесс, становление которого происходит с момента рождения ребенка. В этот период особое место занимает эмоциональное общение взрослого с малышом – важнейшая предпосылка к возникновению вербальных, т. е. речевых форм коммуникации. Особенно интенсивно речевая активность развивается в раннем возрасте : от 1 года до 3 лет. Именно в этот период ребенка нужно научить самостоятельно пользоваться словами. При правильной организации взаимодействия с детьми к 5-6 годам большинство из них правильно произносят все звуки родного языка, имеют необходимый для свободного общения словарный запас, полно излагают свои мысли, легко строят сложные предложения, свободно пользуются монологической речью.
Публикация «Консультация для родителей „Стимуляция речевой активности детей раннего возраста“» размещена в разделах
Дети адекватно используют вербальные и невербальные средства общения, владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с другими детьми и взрослыми (договариваются, обмениваются предметами, распределяют действия при сотрудничестве). Они способны изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации. Дети, не получившие в этом возрасте соответствующего речевого развития, впоследствии, как правило, имеют отставание в нем и проявление вторичных отклонений в психике.
К сожалению, в последние годы количество детей, имеющих речевые проблемы, резко возросло. Обычно большую тревогу у родителей вызывают дети 4 – 5 лет с нарушениями звукопроизношения, либо с общим недоразвитием речи, когда нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Коррекционная работа с такими детьми осуществляется достаточно успешно, поскольку используемые в работе методики хорошо известны и отработаны.
Но в отдельных случаях к логопедам обращаются родители и трехлетних малышей. Они обеспокоены тем, что их дети никак не перейдут от лепета к словам, их речь значительно отстает от уровня развития речи сверстников. Овладение речью задерживается по времени. При этом физический слух и двигательные функции сохранны. «Он все понимает, но не говорит», - так характеризует мама своего ребенка. Родители жалуются, что малыш почти не играет в игрушки, редко проявляет интерес к детским песенкам, почти не рассматривает книжки и не слушает, когда ему читают или рассказывают; неохотно повторяет слова и предложения, которые слышит, а на просьбу повторить слово – молчит. Ему безразлично, понимает ли его кто-то. Если вовремя не обратить внимание на эти проблемы, они могут исказить дальнейшее становление речи и личности ребенка.
По мнению специалистов, организованные упражнения в процессе предметно - практической, игровой деятельности позволяют предупредить отставание в темпах развития речи. Особенно эффективна специально-организованная деятельность взрослого с детьми в сенситивный для речи период: в возрасте от 1,5 до 3 лет, когда активно развивается речевая функция.
Реальную и полноценную помощь малышу могут оказать взрослые, которые постоянно взаимодействуют с ним, используя в игровой и предметно- практической деятельности с ребенком специальные приемы развития речи и стимуляции речевой активности.
Диалог – образец
Речь взрослого в общении с ребенком имеет ярко выраженную диалогическую структуру, где центральное место принадлежит вопросу взрослого к ребенку, на который он сам же и дает ответ.
Взрослый. Что я взяла?
Ребенок. Чашку.
Взрослый. Что это такое?
Ребенок. Чашка.
Взрослый. Что я поставила?
Ребенок. Чашку.
Разговор с самим собой
Взрослый проговаривает вслух, что он видит или слышит. При этом ребенок находится рядом: «Где платье?», «Вот платье», «Платье на стуле», «Платье красивое», «Таня наденет платье» и т. п.
Параллельный разговор
Взрослый описывает все действия ребенка: что он трогает, видит, слышит.
Провокация, или искусственное непонимание
Не спешите сразу же выполнить желание малыша: дайте другую игрушку, а не ту, на которую он молчаливо указывает. Взрослый временно становится «глухим», «несообразительным» : «Я не понимаю, что ты хочешь: мишку, куклу, юлу?». «Непонятливость» взрослого будет первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет.
Распространение
Взрослый продолжает и дополняет все сказанное ребенком, но без принуждения его к повторению.
Ребенок. Сок.
Взрослый. Да, сок. Яблочный сок очень вкусный. Сок наливают в кружку.
Приговоры
Использование в совместной деятельности игровых песенок, потешек, приговоров. Цель большинства произведений устного народного творчества – развитие двигательной деятельности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Подражая взрослым, дети начинают играть словами, звуками.
Выбор
Альтернативные вопросы типа: «Ты хочешь играть мячиком или машинкой?», «Что ты будешь пить – молоко или чай?» В ответе ребенок должен использовать речь. Потребность ребенка удовлетворяется только после речевых реакций.
Поручения
Взрослый обращается к ребенку с просьбой принести тот или иной предмет, игрушку, предварительно переставив его на недоступное место.
В такой ситуации ребенок вынужден обратится к взрослому. Тот же стимулирует обращение ребенка.
Взрослый. Что ты хочешь взять? Куклу? Как надо попросить?
Ребенок. Дай куклу…
Опосредованное общение
В процессе игр («День рождения», «Дочки-матери» и т. п.) или ухода за животными взрослый поощряет ребенка к простейшим высказываниям: «Угости зайку чаем. На, Зайка, чашку, пей чай», «Уложи куклу в кровать. Спой ей песенку: баю-бай, Катя, баю-бай».
Игры с природным материалом
Уже на первом году жизни ребенок проявляет интерес к песку, воде, глине, дереву, бумаге. В этом заключен большой смысл: ребенок занят делом, знакомится с материалом, изучает его функции, т. е. стремится к саморазвитию. Это оказывает огромное влияние на рост речевой деятельности.
Продуктивные виды деятельности
Рисование, лепка, аппликация, конструирование способствуют появлению речевой активности ребенка. Проблемные ситуации, возникающие во время продуктивных видов деятельности («забыли» положить лист бумаги или карандаш, вынуждают ребенка просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу.
Замещение
Игры типа «Представь, что мы…» или «Угадай, что я делаю» вызывают у ребенка большой интерес, побуждают малыша к использованию речевых средств, стимулируют его речевую активность.
Ролевая игра
Дети с большим интересом играют в элементарные сюжетно-ролевые игры, организованные взрослым «Телефон», «Поезд», «Магазин игрушек», стимулирующие речевое развитие малышей.
Музыкальные игры
Шумовые инструменты, ритуальные игры «Каравай», «По кочкам» стимулируют желание ребенка двигаться, подпевать. Надо чаще предоставлять малышу возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов.
Похвала
Очень важно хвалить и демонстрировать достижения ребенка в его присутствии другим членам семьи. Это стимулирует потребность в речевом общении.
Таким образом, замедленный темп речевого развития у детей раннего возраста можно успешно преодолеть, используя данные игровые приемы. Они помогут стимулировать речевую активность и позволяет в большинстве случаев полностью компенсировать речевое недоразвитие еще до поступления его в школу.
Литература:
Грибова О. Е. «Что делать, если ваш ребенок не говорит: Книга для тех, кому интересно». М., 2004.
Максакова А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя детского сада М., 1983