татьяна хлынова
Консультация для родителей старших дошкольников «Звуковая культура речи»
Звуковая культура речи является составной частью общей культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом : правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр.
В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому работа должна вестись в двух направлениях:
Публикация «Консультация для родителей старших дошкольников „Звуковая культура речи“» размещена в разделах
• развивать артикуляционный аппарат, голосовой аппарат, речевое дыхание и на этой основе формировать произношение звуков, слов, чёткой артикуляции;
• развивать восприятие речи (слуховое внимание, речевой слух)
Если ребенок слабо различает звуки на слух, искаженно произносит или заменяет их на другие, то он не сможет четко представить себе звуковой облик самого слова. В этом случае Вам пригодится следующая группа упражнений.
Упражнение №1. "Назови слова" (для развития слуховой дифференцировки).
1) "Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А" (Т, О, Р, К и т. д.).
2) "Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П" (И, О, С, Л и т. д.).
3) "Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л" (Н, Э, Г, Б, Ф и т. д.).
Упражнение №2. "Хлоп-хлоп" (обучение звуковому анализу слова).
Это упражнение также имеет несколько вариантов задания.
1. Вариант: "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В, О, Г, Д, Ш и т. д., сразу хлопнешь в ладоши".
2. Вариант: ребенок должен "поймать" звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова :
Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т. д.
3. Вариант: "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г – хлопни 2 раза"
Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.
Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т. д.
Упражнение №3. "Играем со словом" (обучение звуковому облику слова).
1) "Придумай слово, которое начинается / оканчивается на такой же звук, как и в слове "лягушка", "флаг", "стол" и т. д. ".
2) "Назови, какой звук первый / последний в слове "луч", "сила", "диван" и т. д. ".
3) "Назови все звуки по порядку в слове "небо", "туча", "крыша" и т. д. ".
4) "Какой звук в слове "рыбка" стоит вторым, четвертым, первым, третьим? (стул, ковер,
ракушка, туча) и т. д. ".
Упражнение №4. "Путаница".
"Послушай внимательно стихотворение.
Кто на дереве сидит? Кит.
В океане кто плывет? Кот.
В огороде что растет? Рак.
Под водою кто живет? Мак.
Перепутались слова! Я командую "раз-два"
И приказываю вам. всех расставить по местам".
- Спросите у ребенка: "Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?"
Вы можете немножко подсказать ребенку, но главное – подвести его к мысли, что один звук может полностью изменить значение слова.
Упражнение №5. "Придумай новое слово".
Задание: "Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом – дым".
Слова для изменения: сон, сок, пил, мел.
Слова для изменения первого звука : точка, лук, лак, день, педаль, макет.
Слова для изменения последнего звука : сыр, сон, сук, мак, стоп.
Развивайте звуковую культуру речи, только общими усилиями мы можем воспитать фонематическую грамотность, которая является одним из условий успешного обучения ребенка в школе!