Людмила Кузьминых
Консультация для родителей старших дошкольников: «Кризис 7 лет»
▼ Скачать
Кузьминых Людмила Николаевна, воспитатель
МКДОУ детский сад общеразвивающего вида № 19 "Сказка"
г. Омутнинска Кировской области.
При переходе от дошкольного к школьному возрасту, ребенок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. Эти изменения носят глубокий и сложный характер.
В период кризиса 7 лет происходит существенное изменение всего психологического облика ребенка, коренная перестройка его отношений с окружающими его людьми.
Внешними проявлениями кризиса являются заметные изменения в поведении ребенка:
- Манерничанье
- Нарочитость
Публикация «Консультация для родителей старших дошкольников: „Кризис 7 лет“» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Консультации для родителей
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
- Нелепость
- Искусственность поведения
- Паясничанье
- Вертлявость
- Клоунада
По мнению Л. С. Выготского, такие особенности поведения семилеток свидетельствуют об утрате “детской непосредственности”. Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является разделение в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.
Потеря непосредственности связана с тем, что между желанием что-то сделать и действием ”вклинивается” интеллектуальный момент:
Ребенок начинает размышлять, прежде чем действовать. Пытается оценить свой поступок с точки зрения его возможных последствий.
В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания.
Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять более “взрослое” положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность, а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то их обязанности, стать помощником в семье.
Психологи выявили связь кризиса семи лет и успешности детей в школе. Оказалось, что дошкольники, в поведении которых до поступления в школу замечены симптомы кризиса, в первом классе испытывают меньше трудностей, чем те дети, у которых кризис семи лет до школы никак не проявлялся.
Рассматривая старший дошкольный возраст как кризис или переходный период развития, можно сделать такие выводы
1. Кризисы развития неизбежны и в определенное время возникают у всех детей, только у одних кризис протекает почти незаметно, сглаженно, а у других бурно и очень болезненно.
2. Независимо от характера протекания кризиса, появление его симптомов говорит о том что ребенок стал старше и готов к более серьезной деятельности и более “взрослым” отношениям с окружающими.
3. Главное в кризисе развития не его негативный характер, а изменения в детском самосознании.
4. Появление кризиса в 6-7 летнем возрасте говорит о социальной готовности ребенка к обучению в школе.
Как справиться с кризисом семи лет?
1. Прежде всего нужно помнить, что кризисы - это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.
2. Причина острого протекания кризиса - несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованы, и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.
3. Измените свое отношение к ребенку, он уже не маленький, внимательно относитесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.
4. Тон приказа и наказания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.
5. Если ваши отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте его к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.
6. Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!