Юлия Коробова
Консультация для родителей «Слово, речь, культура общения»
▼ Скачать + Заказать документы
«Слово, речь, культура общения»
Цели:
1. Обратить внимание родителей на речь детей.
2. Развивать стремление совершенствовать культуру речи, умение общаться.
3. Показать возможные пути развития речи детей, увеличения активного словаря ребёнка.
Хочу вам рассказать о нашей речи и о речи наших детей.
Публикация «Консультация для родителей „Слово, речь, культура общения“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Речевой этикет, культура общения
- Темочки
Л. Н. Толстой говорил так: «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».
Почему так остро стоит этот вопрос сегодня? Потому, что бестактность, грубость, враждебное отношение к людям возникают, как правило, из-за недостатков воспитания в детские годы. Всем ясно: культуру общения одними разговорами не привьёшь. Если ребёнок слышит, как родители при нём говорят раздраженным тоном, как закричала на своего сына соседка, видит как пнул сапогом щенка пьяный мужик, а отец обозлено выругался, то позже ион начнёт грубить людям, срывать зло на слабом.
Практические советы.
Предлагаю следующие упражнения по обогащению речи детей, которые можно проводить в кругу семьи, во время прогулки, поездки в транспорте:
Подбор синонимов.
- Как сказать по другому? Река бежит (течёт, журчит)
- Узнавание предмета по эпитетам и наоборот.
Что это? Кудрявая, белоствольная, стройная? (Берёза)
Какой снег? (Белый, пушистый, мягкий, искристый)
- Работа с антонимами. Игра «Выше – ниже». Карандаш длинный, а (колпачок короткий). Стол выше, а (стул ниже). Река широкая, а (ручей).
Что бывает широким? -свежим? (хлеб, капуста, газета, ветер)
Увеличительные очки. Надела и вижу…не дом, а (домище).
Я - ласка. Кошка – кошечка,.
- Рифма Составление пар созвучных слов. (Мишка – шишка, гном – дом.) Сочинение стишков из данных слов. Гном – дом, кошка – окошко…Шёл по дороге гном
Впереди – огромный дом,
В доме есть окошко,
Там сидит кошка.
Необходимо помнить:
1. Речь взрослого лучше воспринимается детьми, если она эмоциональна, доброжелательна и спокойна. Постарайтесь не допускать в разговоре с детьми повышенного, раздраженного тона, грубых выражений.
2. Правильно произносимые родителями звуки родного языка - образец для речи детей. Недопустимо "подлаживание" под детскую речь, сюсюканье.
3. Чем разнообразнее и богаче словарь взрослого, чем ярче насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети. Шире используйте устное народное творчество, пословицы, поговорки. Читайте детям произведения художественной литературы, учите с ними стихи, беседуйте.
4. Общаясь с детьми, родителям следует не спешить, т. к. торопливая речь непонятна и трудна для детей.
5. Родителям нужно критично относиться к своей речи, не использовать слова и выражения, которые засоряют речь: ну вот; так сказать; значит.
6. Очень важно научить ребенка правильно и последовательно пересказывать содержание книг, четко высказывать свои мысли. Просить ребенка рассказывать о том, что его окружает, где он был, что интересного увидел или узнал. Пусть ребенок отвечает на вопросы родителей полными предложениями, а не однословно «да», «нет».
7. Гуляя с детьми,родителям следует обращать внимание на явления в природе. Например, зимой. Зимой часто идет снег. Понаблюдать, как он падает, как во время снегопада снег кружится в воздухе. Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большей частью, и бессознательно взрослые в семье.
Отдельно хочется сказать о ругательствах и неприличных словах в речи ребенка.
1. Бесполезно ругать детей за использование неприличных слов или запрещать произносить их. Это сделает ругательства еще более привлекательными в глазах ребенка, он будет их употреблять, но постарается, чтобы вы этого не слышали. Тогда о достижениях своего сына или дочки в этой области вы будете узнавать от учителей.
2. Объясняйте детям, что люди используют ругательства лишь, в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов.
3. Следите за собственной речью.
4. Если ребенок спрашивает о значении того или иного бранного слова, не следует уходить от ответа. Лучше все же сохранять спокойствие при обсуждении подобных проблем. Можно честно сказать, что значение этого слова настолько неприлично, что вы не хотите его произносить.
5. Если ребенок интересуется, почему люди произносят такие слова, скажите, например, что так говорят люди несдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или разозлить другого человека.
6. Если ребенок поймал на «нехорошем» слове вас, извинитесь перед ним, скажите, что, к сожалению, вам не удалось сдержаться, вы поступили плохо. Дайте ему понять, что искренне раскаиваетесь, и впредь, конечно, старайтесь держать себя в руках.
7. Не стоит поступать, как Волька из известной сказки Л. Лагина «Старик Хоттабыч» (он в сердцах обозвал Хоттабыча «балдой», а на его вопрос, что это значит, объяснил: «Балда – это что-то вроде мудреца», и был очень смущен, когда Хоттабыч публично обратился к нему со словами: «О, превосходнейший в мире балда!»). Иногда родители ведут себя также, придумывая «культурные» объяснения для ругательств или говоря ребенку, что они его так похвалили. В таком случае он будет употреблять это слово в своей речи и поставит вас в неловкое положение.
8. Родителям не стоит пугаться бранных слов, застывать в шоке, услышав их от ребенка, не стоит отрицать их существование, мол «место есть, а слова нет». Это посеет недоверие к вам со стороны ребенка. Лучше просто дать понять: «Я знаю о существовании и значении этих слов, но они мне не нравятся».
9. Ребенку нужно разъяснить, что хотя ругань и является неотъемлемой частью нашего языка, речи, не стоит навязывать ее окружающим, она оскорбляет и унижает и того, кто произносит такие слова, и того, к кому они обращены.
Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. Его безразличие к языку объясняется безразличием к прошлому, настоящему и будущему.
Будем помнить: наша речь, как зеркало, отражается в речи наших детей.