Татьяна Васильевна Ивашина
Консультация для родителей «Сказка как средство социализации ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
"Сказка как средство социализации ребенка"
"Детство - это особый период в жизни человека
, который нужно прожить осмысленно, радостно,
а сказка - надежный, добрый спутник в жизни каждого ребенка"
Д. Родари
"Дети должны жить в мире красоты, игр, сказок,
музыки, рисования, фантазии, творчества"
Публикация «Консультация для родителей „Сказка как средство социализации ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В. А. Сухомлинский
Закладывать основы нравственности, воспитывать нравственные ценности необходимо с раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру и окружающим людям.
В этике существуют две основные моральные категории - добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение моральных норм и правил, отклонение от них характеризуются как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.
Такие нравственные категории, как добро и зло, годится и плохо, можно и нельзя, желательно формировать на собственном примере, а также с помощью народных сказок.
Сказка - одно из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она является одним из элементов культуры, ее эстетической составляющей и основана на национальной этнической культуре, на фольклорных корнях. Сказка обладает богатым социальным, нравственным и педагогическим потенциалом.
Более ста лет назад русская педагогика говорила о сказках не только как о воспитательном материале, но и как о педагогическом средстве и методе. Сказки предоставляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Не зря они являются частью текстов, в которых дети постигают многообразие окружающего мира.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский был настолько высокого мнения о сказках, что включил их в свою педагогическую систему, полагая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют тем же свойствам детской психологии. Ушинский подробно разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.
Все сказки мира : народные, авторские - содержат в себе реальное и нереальное, естественное и сверхъестественное, правдивое и фантастическое. Положительные персонажи, как правило, наделены мужеством, дерзостью, настойчивостью в достижении целей, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, которые имеют наивысшую ценность в глазах людей. Для девочек это красная шапочка (умница, рукодельница., а для мальчиков - молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка - это отдаленная перспектива, к которой он будет стремиться, сравнивая свои дела и поступочки с идеалом. Приобретенный в детстве идеал во многом определит его как личность.
Сказка не дает прямых указаний детям (таких как "Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не выходи из дома без разрешения", но в ее содержании всегда содержится урок, который они постепенно усваивают, неоднократно возвращаясь к тексту сказки.
Специфика сказки в том, что она всегда является продуктом творчества определенного народа. В сказках сюжет, характеристики персонажей, начало, концовка могут переходить от одного к другому ("Давным-давно", "В некотором королевстве. ", то есть они всегда изменчивы. Это имеет большое значение для социально-педагогической практики, поскольку позволяет развить творческое воображение слушателя, его композиционное мышление, основанное на стандартных элементах, а также внутреннее предвосхищение, продумывание и доведение до конца сюжета.
Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутренне сопереживать персонажам. В результате такого сопереживания ребенок приобретает не только новые знания, но и, самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.
Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект : она учит, воспитывает, предостерегает, побуждает к действию, исцеляет. В то же время потенциал сказки гораздо богаче, чем ее художественное и образное значение.
В нашем дошкольном образовательном учреждении сказка традиционно используется во всех сферах образовательной деятельности, создаются условия для приобщения дошкольников к миру литературы и развития художественных и речевых способностей. Дети знакомятся со сказками в ходе непосредственной образовательной деятельности, чтения художественной литературы, игр. Герои сказок вместе с детьми учатся считать и рисовать, знакомятся с окружающим миром, поют песни и выполняют упражнения, а сказочные сюжеты пронизывают ролевые, подвижные игры. Интерес к сказке поддерживается созданием предметной среды в общей и групповой комнатах детского сада. Лучшему пониманию сказок помогают инсценировки их с помощью игрушек, настольного театра и т. д. С помощью художественных образов устанавливаются эмоциональные взаимоотношения между взрослым (воспитателем) и детьми, происходит не только знакомство с окружающим миром, но и развитие эмоциональной сферы детей. Как показывает опыт, выразительное рассказывание историй, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, рассматривание иллюстраций известных художников, игра в "сказки" - все это формирует эмоциональную восприимчивость детей.
Используя возможности сказки, педагог может помочь ребенку быстро перенять опыт предыдущих поколений и найти свое место в обществе.