ольга курицына
Консультация для родителей «Схемы описательных рассказов в развитии речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Схемы описательных рассказов в развитии речи дошкольников»
подготовлена воспитателем:Курицыной О. Ю.
Публикация «Консультация для родителей „Схемы описательных рассказов в развитии речи дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Нарушение речи у детей дошкольного возраста достаточно распространенное явление. Причины возникновения этих нарушений разнообразны и детей с проблемами в речи становится все больше и больше. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия.
Существуют факторы, облегчающие процесс становления связной речи :
- наглядность - рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
- создание плана высказывания, последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективную наглядность и план высказывания.
Цель использования схем-мнемотаблиц - развитие разных видов памяти : слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, а также развитие мышления, внимания, воображения.
При работе с таблицам дети не испытывают напряжения, им доставляет большое удовольствие запоминать картинки или символы, их заменяющие, придумывать историю или рассказ, рассказывать стихи или описывать предметы, а также зарисовывать мнемотаблицы самостоятельно.
Мнемотехника основана на вербально-логическом мышлении. Овладение приёмами работы с ними значительно сокращает время обучения, побуждая ребенка к речевой и мыслительной активности. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение или текст.
Мнемотехника помогает при автоматизации поставленных звуков у детей, ведь куда интересней вспоминать и повторять чистоговорки, пословицы и скороговорки, опираясь на веселые рисунки.
С помощью метода моделирования удаё тся достичь значительных результатов в следующем:
Активизируется словарный запас;
Расширяется круг знаний об окружающем мире;
Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией;
Свободно пересказывают сказки, как на занятиях, так и в повседневной жизни.
Развивается фантазия и творческое воображение детей.
Мнемотаблицы очень эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагают готовую план-схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Работу с мнемотаблицами рекомендуется начинать уже с детьми младшего и среднего возраста – на этом этапе лучше рисовать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая, а для старших дошкольников — чёрно-белые. В старшем дошкольном возрасте полезно составлять модели
прямо во время занятий, а также дошкольники могут сами участвовать в рисовании и раскрашивании мнемотаблиц, самостоятельно подбирая образы или символы.
Мнемотаблицы могут быть:
1. Предметные таблицы, в которых изображены определенные предметы.
2. Предметно – схематические таблицы, в которых есть и определенные предметы, и
схематическое изображение признаков и предметов.
3. Схематические таблицы, в которых предметы изображены символически.
Работа по мнемотаблицам состоит из трех этапов:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных
символов слов в образы.
3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В
младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.
Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаются разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:
1. модель должна отображать обобщённый образ предмета;
2. раскрывать существенное в объекте;
3. замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
Разрезав мнемотаблицу, можно играть в следующие игры:
1. восстанавливать последовательность картинок по памяти;
2. смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к
данной теме;
3. определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других;
4. найти лишнюю картинку;
5. найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;
6. ”распутать” два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы);
7. игра “Подними картинку ”. Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.
Таким образом, использование мнемотехники расширяет представления детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе.
Схемы для описания и примерные рассказы по этим схемам представлены в Приложении 1. Литература:
Л. В. Черемошкина «Развитие памяти детей» Ярославль «Академия развития» 1996г.
Нина Гурьева «Год до школы. Развиваем память» (упражнения по мнемотехнике для
формирования навыков запоминания) Санкт-Петербург» Светлячок» 2000г.
Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева «Преодоление общего недоразвития речи
у дошкольников» Москва «Просвещение» 1990г.
Приложение 1 Схемы + описание - Обучение составлению описательных рассказов очень важно для развития ребенка, т. к. умение точно, лаконично и образно описывать предмет, является условием совершенствования речи и мышления, облегчает процесс обмена информацией. Одним из факторов, облегчающих составление описательных
рассказов, являются схемы.
"Фрукты-Овощи" :
Посуда: :
Транспорт
Обувь
Профессии