Оксана Лаврова
Консультация для родителей «Шахматы в ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости,
довольствия, но и действительно, эффективное средство их умственного
развития. Начинать обучение мудрой игре надо безусловно, на уровне,
доступном для ребенка. Весь процесс начального обучения необходимо сделать
максимально наглядным, доступным, предметным, эмоционально насыщенным,
интересным и желанным. Цель обучения шахматам в ДОО – не методика
обучения будущих чемпионов, а привитие интереса к мудрой игре,
ненавязчивой помощи детям самостоятельно разобраться в силе фигур,
Публикация «Консультация для родителей „Шахматы в ДОО“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Шахматы. Консультации
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
содействовать формированию качеств, необходимых для успешной учебы;
создать психологическую готовность к школе.
Процесс обучения проходит в несколько этапов:
1.Знакомство с фигурами.
Для знакомства с шахматами предпочтительны деревянные фигуры
крупного или среднего размера. Дети должны запомнить, как называется
каждая фигура, уметь отличать одни фигуры от других по форме и цвету.
Закрепить пройденный материал лучше в игре. Используются следующие
игры – задания:
1. «Волшебный мешочек». Можно по очереди прятать фигуры в
непрозрачный мешок и наощупь определять, какая фигура спрятана. А
можно все фигуры сразу.
2. «Шахматный теремок». Поселить в теремок шесть разных фигур от
пешки до короля и назвать их.
3. «Шахматная репка». Возле «репки» - клубка дети по росту
выстраивают фигур: «дед» - король, «бабка» -ферзь, «внучка» - слон,
«Жучка» - конь, «кошка – ладья, «мышка» - пешка.
4. «Большая и маленькая». Просим детей выбрать самую большую фигуру
и назвать ее, затем меньше и т. д.
5. «Что общего». Берем любые шахматные фигуры и спрашиваем: «Чем
похожи?», «Чем отличаются?»
6. «Белые и черные». Фигуры в беспорядке стоят на столе. Отставляем
одну фигуру, называя ее и цвет. Ребенок, продолжая игру, должен выбрать
фигуру иного названия и цвета. («Белый ферзь» - «черная пешка»).
7. «Над головой». Назвать какую – нибудь шахматную фигуру.
Ребенок ее находит и быстро поднимает над головой.
8. «Собери фигуру». Разрезные картинки шахматных фигур или пазлы.
9. «Полна горница людей». Педагог показывает фигуру, дети называют ее
и «укладывают спать в коробку» - учатся убирать после игры.
2. Знакомство с шахматной доской.
При знакомстве с шахматной доской уделяется внимание правильному
ее расположению, горизонталям («улицы с номерами», вертикалям,
диагоналям, отдельному полю).
Для закрепления использовать игры «Собери шахматную доску»,
«Разложи карандаши по горизонталям», «Шахматное лото», «Снайпер»,
«Почтальон», «Самый смекалистый»:
-Как ходит пешка?
- Какая фигура не может стоять рядом с такой же другого цвета и
почему?
- Сколько линий на доске и как они называются?
- Где стоят ладьи на доске до начала игры?
- Какие слоны никогда не столкнуться?
- Между какими фигурами на доске стоит конь?
-Какая фигура грамоту знает, что ни ход, то буква?
3. Обучение правилам шахматной игры.
Рассказывая детям сказку, ненавязчиво знакомить их с различными
правилами: рокировкой, шахматной нотацией.
4. Решение шахматных задач и этюдов.
На этом этапе дети учатся решать различные задачи и этюды,
знакомятся с дебютом и волшебным миром комбинаций.
5. Игра в шахматы.
Это практическая часть обучения, в ней подключаются сеансы
одновременной игры и увлекательные турниры. Дети познают дух
соперничества и соревнования.
Ходы фигур начинаем изучать с хода пешки. Для изучения ходов
потребуется демонстрационная доска с фигурами, напольное шахматное
полотно. Для закрепления ходов фигур можно использовать следующие
игры «Живые шахматы», «Шахматный чудо – куб».
В середине занятия можно провести физминутку. Допустим на тему
«Ценность фигур».
1круг головой в одну сторону и в другую. Одно очко стоит пешка.
3раза круговые вращения руками или плечами. Три очка стоит слон.
3наклона в одну сторону и три в другую. Три очка стоит конь.
5 приседаний. Пять очков стоит ладья.
10 прыжков. 10 стоит ферзь.
Глубокий вдох – выдох. Король бесценен.
В шахматах выигрывает каждый. Если ты получаешь удовольствие
от игры, а это самое главное, то даже поражение не страшно.