Мария Антяскина
Консультация для родителей «Семейное воспитание»
▼ Скачать
Семья-это возникающая на основе брачного союза начальная организация членов общества, связанных между собой родственными и экономическими отношениями, совместно живущих и несущих друг за друга моральную ответственность. На протяжении всей истории человечества семья была хозяйственно-экономической ячейкой общества и служила целям подготовки детей к определенным ролям в обществе.
Непосредственное влияние на процесс воспитания детей имеют следующие характерные признаки семьи: структура, условия жизнедеятельности и среды, культурный потенциал, сфера деятельности, внутрисемейные отношения, гражданская позиция. Большое значение имеет так же уровень педагогической культуры родителей.
Публикация «Консультация для родителей „Семейное воспитание“» размещена в разделах
Недостатки семейного воспитания являются следствием неправильных взаимоотношений между родителями и детьми : излишняя суровость или чрезмерная любовь к ребенку, отсутствие или недостаточность надзора за ним, низкая общая культура родителей, дурной пример с их стороны в быту и т. п.
Авторитет и личный пример родителей.
Под авторитетом следует понимать глубокое уважение детьми родителей, добровольное и сознательное выполнение их требований, стремление подражать им во всем и прислушиваться к их советам. На авторитете основана вся сила педагогического влияния родителей на детей. Но он не дается от природы, не создается исскуственно, не завоевывается страхом, угрозами, а вырастает из любви и привязанности к родителям. С развитием сознания авторитет закрепляется постепенно снижается и отражается в поведении детей. Воспитательная сила личного примера родителей обусловлена психологическими особенностями детей дошкольного возраста: подражательностью и конкретностью мышления. Дети безотчетно склонны подражать и хорошему и плохому, больше следовать примерам, чем нравоучениям. Поэтому так важен требовательный контроль родителей за своим поведением, которое должно служить детям образцом подражания.
Положительное влияние примера и авторитета родителей усиливается, если нет расхождений в словах и поступках родителей, если требования, предъявляемые к детям едины, постоянны и последовательны. Только дружные и согласованные действия дают необходимый педагогический эффект. Важным в создании авторитета является так же уважительное отношение родителей к окружающим людям, проявление к ним внимания, потребность оказывать помощь.
Авторитет родителей во многом зависит и от их отношения к детям, от интереса к их жизни, к их маленьким делам, радостям и печалям. Дети уважают тех родителей, которые всегда готовы выслушать и понять, прийти на помощь, которые всегда готовы прийти на помощь, которые разумно сочетают требовательность и поощрение, справедливо оценивают их поступки, умеют своевременно учесть желания и интересы, наладить общение, способствуют укреплению дружеских отношений. Детям нужна разумная и требовательная родительская любовь.
Педагогический такт- это хорошо развитое чувство меры в обращение с детьми. Он выражается в умении найти наиболее близкий путь к чувствам и сознанию детей. Выбрать эффективные воспитательные меры воздействия на их личность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, конкретные условия и обьстаятельства. Он предполагает соблюдение равновесия в любви и строгости, знание действительных мотивов поступков детей. Верное соотношение требовательности с уважением к достоинству личности ребенка.
Такт родителей тесно связан с тактом детей- с ответственным чувством меры в поведение, основанном на чутком и внимательном отношении к людям. Вначале он проявляется как подражание, вызванное примером старших, а позже становится привычкой вести себя тактично.
Культура быта в семье.
В понятие культурного быта включается правильные взаимоотношения между членами семьи, уважение друг друга, а так же разумная организация всей жизни семьи. При этом дети учатся самостоятельно рассуждать и оценивать факты и явления, а родители передают им жизненный опыт, помогают утвердится в правильном суждении и ненавязчиво направляют их мысли. Беседы с ребенком в свободной и сердечной атмосфере создают близость между родителями и детьми и становятся одним из средств родительского влияния.
Неполадки в воспитании часто возникают там, где общая жизнь семьи недостаточно организована. Отрицательно сказывается на характере и нравственных качествах детей и пережитки старого быта, сохранившеяся в некоторых семьях; неправильное отношение к женщине, алкоголизм, предрассудки и суеверия.
На воспитание детей в семье влияют и внешние условия: культура домашней обстановки, соблюдение гигиенических, общекультурных м эстетических требований.
Знание возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Знание особенностей детей позволяет родителям научится правильно обращаться с ними. Повышает ответственность за их воспитание и обеспечивает единство и последовательность в требованиях к детям со стороны всех членов семьи.
Специальные педагогические знания помогают развивать детскую пытливость, наблюдательность, простейшие формы логического мышления, руководить игрой и трудом, разбираться в причинах детских поступков.
Осведомленность родителей о физиологических и психологических особенностях детей раннего возраста помогает им не только заботится об охране здоровья ребенка, но и целенаправленно развивать движения, культурно-гигиенические навыки, речь, деятельность общения.
Типы семей.
Можно выделить несколько типов семей.
1 тип. Благополучные семьи. Для этого типа семьи характерны идейная убежденность, высокие духовные ценности и потребности, гражданственность. Отношения между родителями в этих семьях строятся на любви и уважении друг к другу, заметен творческий подход к семейному воспитанию.
2 тип. Формально-благополучные семьи. И для них характерна идейная убежденность, ответственное отношение к производственным обязанностям, но отсутствует уважение между членами семьи, духовная близость.
3 тип. Неблагополучные семьи. Отсутствуют духовные интересы, безразличное отношение к производственным и семейным обязанностям, отсутствие в семье трудовых традиций, беспорядок в ведение домашнего хозяйства.
4 тип. Неполная семья. Это семьи, в которых нет одного из родителей. Такая семья может быть благополучной, если для нее характерна идейная направленность, знание целей и задач воспитания, и не благополучной, если эти условия нарушаются.