Ольга Афанасьева
Консультация для родителей «Роль семьи в речевом развитии ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Год от года становится все более актуальна тема, поздно начинающих говорить детей и плохо говорящих. Все чаще и чаще требуется специальная логопедическая помощь все большему количеству детей в каждой группе детского сада.
Задержки в развитии речи тесно связаны и с психическим развитием. У таких детей отмечаются сенсорные, двигательные, интеллектуальные нарушения, эмоционально-личностные, поведенческие трудности, а также несформированность познавательных возможностей.
Публикация «Консультация для родителей „Роль семьи в речевом развитии ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
Семья – это фундамент формирования личности ребенка и основная среда развития речи у детей. Благодаря общению в семье ребенок развивает свои коммуникативные способности и получает широкий круг представлений о жизни.
К сожалению быстрый и насыщенный современный темп жизни не всегда дает возможность родителям уделять достаточно времени общению со своими детьми, даже в благополучных семьях.
Нехватка времени, усталость на работе, домашние заботы не позволяют взрослым побеседовать со своим ребенком, прочитать сказку, сходить на прогулку, спеть колыбельную. Как результат это общение заменяют телевизор, компьютер, видео. И экран становится для ребенка главным «воспитателем». Родители в этом видят выход из ситуации и даже находят плюсы такого мама-папа-заменителя: ребенок не пристает, не безобразничает, ребенок как бы занят, узнает что-то новое. Но такие занятия не дают нужной пользы и даже могут нанести вред физическому здоровью (нарушение зрения, испорченная осанка, дефицит движения и др.) и психическому развитию. Прежде всего - это отставание в речи.
Формирование речи ребенка происходит в семье на примере общения родных: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Для того чтобы ребенок успешно заговорил, он должен включаться в диалог. Это возможно только при живом и непосредственном общении между людьми. Речевые звуки, выдающие экраном и не обращенные лично к ребенку, остаются для него лишь пустым звуком.
Речь – это не только средство общения, но и мышления, воображения. Становление внутреннего мира ребенка должно происходить в тесной взаимосвязи и общении с родителями, а не перед экраном технического устройства. Современный мир нельзя представить без телевизора, компьютера, телефона, планшета, главное, чтобы они являлись средством обучения, а не заменяли собой общение с самыми близкими, дорогими людьми. Родители обязаны понимать, что именно они ответственны за развитие речи ребенка, особенно в первые годы жизни.
Огромное значение в обогащении духовного мира ребенка занимает литература. Книга – это главный помощник в развитии речи, мышления, воображения, чувств. Просто прочитать книгу не достаточно. Обязательно обсудите с ребенком прочитанное, дайте анализ поступкам героев. Пусть ребенок перескажет услышанное, так как именно во время пересказа ребенок задействует память, мышление и идет на диалог со взрослым. Чтение, рассказывание сказок, стихов должны стать ежедневным увлекательным занятием, семейной традицией.
Речь ребенка развивается в его жизнедеятельности. Поэтому досуг ребенка должен быть насыщен, разнообразен и интересен, наполнен событиями и мероприятиями. Постарайтесь чаще посещайте с ним концерты, выставки, гуляйте, занимайтесь спортом. Обычно, в семьях, которые увлекаются творчеством, спортом и дети, как правило, полностью развиваются. Речь ребенка хорошо развивается, если он окружен заботой, пониманием и любовью своих родителей. Переоценить значение речи взрослых для ребенка просто невозможно и родители должны понимать, как именно нужно разговаривать с маленькими детьми.
Взрослая речь должна быть правильная, искажать слова нельзя, необходимо четко произносить каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончании слов, не сюсюкать. Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Часто взрослые не следят за своей речью, и ребенок многие слова слышит искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «щас» вместо «сейчас» и т. д.).
Для того, чтобы ребенку легче усвоить необходимые речевые навыки и умения, взрослым нужно создавать благоприятную речевую среду, Хорошо развитая, богатая речь ребенка поможет ему в дальнейшем развитии и адаптации его в реальной окружающей жизни. В любом случае речь родителей должна быть образцом для детей. Для этого необходимо постоянно повышать свой культурный уровень, сотрудничать с педагогами ДОУ.
Педагоги и родители должны работать совместно. Своевременно оказанная помощь ребенку в преодолении речевых недостатков, поможет избежать дальнейших трудностей в школьном обучении. Так же это благоприятно скажется на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения. Каждый ребенок является индивидуальностью и раскрывает свой потенциал при поддержке любящих родителей.
Родители обязаны сделать все зависящее от них, чтобы привести речь ребенка к норме. Это позволит в будущем ему полноценно учиться, работать и жить, и сохранить между вами добрые отношения.
Главные советы для развития речи ребенка
Что нужно делать?
- Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения;
- Всячески способствовать ребенку в общении с другими детьми;
- Совершая прогулки с ребенком, не забывайте беседовать, обсуждать увиденное;
- Старайтесь больше читать, разучивать стихи;
- Совместные игры, сближают детей и родителей и подводят к диалогу;
- Не оставлять без внимания неправильное произношение звуков ребенком
проводить логопедические занятия для детей – желательно в игровой форме;
- Развивать у ребенка слуховое внимание, тренировать артикуляционный аппарат, мелкую моторику рук это ведет к развитию речи ребенка;
- Следить за своей речью, чтобы она была четкой, плавной, выразительной, умеренной по темпу;
- Не оставлять без внимания непонятные слова для ребенка, их значение нужно объяснить;
- Развивать и удовлетворять любознательность ребенка. Нужно отвечать на все его «почему».
- Задаваемые вопросы ребенку, должны быть ему понятны и конкретны, торопить с ответом не нужно;
- Развить представление об окружающем мире и его духовную составляющую помогут совместные выезды на природу, экскурсии, посещение театров, музеев.
Чего делать нельзя?
- Искажать звукопроизношение - «сюсюкать» с ребенком, подделываться под «детский» язык;
- При общении с ребенком перегружать свою речь труднопроизносимыми и непонятными для них словами и оборотами;
- Наказывать ребенка за неправильное произношение или передразнивать его;
- Разрешать ребенку смотреть мультфильмы, где герои шепелявят, картавят или неправильно произносят звуки, чтобы избежать подражания.