Тамара Охлопкова
Консультация для родителей «Роль матери в речевом развитии ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Учит ли мать ребенка родному языку? Да, безусловно, учит! Мать начинает говорить со своим малышом сразу после его рождения.
Как мать может учить и учит ребенка языку?
1. Беседуйте с ним, когда пеленаете, кормите его, укладываете спать и т. п.
2. Оставляйте место для его ответной реплики, иногда сами отвечайте за него. Ребенок постепенно учится реагировать на речь, вступает в диалог. На первом году жизни он может пользоваться лишь невербальными знаками: взглядом, улыбкой, жестом. Общение с самого начала носит характер диалога.
3. Есть два типа матерей:
Публикация «Консультация для родителей „Роль матери в речевом развитии ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мама. День матери. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
• одни преимущественно предписывают ребенку, что ему следует делать - императивный стиль общения (в речи преобладают побудительные высказывания);
• другие преимущественно рассказывают ему о происходящем - декларативный стиль общения (в речи— повествовательные и вопросительные высказывания).
Императивный стиль является преобладающим у нянь и воспитателей в дошкольных учреждениях, что вряд ли следует считать положительным фактором воспитания. Регулировать поведение ребенка, используя побудительные конструкции, необходимо, но столь же необходимо и объяснять ему мир, действия взрослых, изменения в природе, комментировать его поступки и эмоции.
4. Особое место в общении с ребенком принадлежит обращенным к нему вопросам взрослого. Вопросы активизируют малыша, заставляют его отреагировать на вашу реплику. К тому же вопросительные реплики обычно ярко интонационно окрашены, что облегчает их восприятие ребёнком. Задавайте ребенку вопросы! Начинайте с «Где? Как? Что?». Вопросы «Когда? Почему?» отложите до более позднего возраста (ближе к 3 годам, потому что малышам ещё не доступны причинно-следственные отношения.
5. Речь, адресованная ребенку, должна отличаться от обычной нашей речи. Разговаривая с малышом, старайтесь строить предложения правильно, планируйте их структуру, не перестраивайте на ходу, не обрывайте посередине и т. п
6. Еще одно существенное свойство речи, адресованной ребенку, - частые повторы: «Мячик упал у Мишеньки. Дай мне мячик. Красивый мячик». Повторы способствуют облегчению вычленения элементов и осознанию их смысла.
7. Ориентируйтесь на возможности восприятия ребенка: при разговорах с ребенком в возрасте нескольких месяцев можно и не рассчитывать, что содержание речи будет им воспринято, обращайте внимание прежде всего на общий эмоциональный фон, который он в состоянии ощутить. А вот годовалый малыш уже может воспринять некоторую часть содержащейся в вашей речи информации, и поэтому фраза упрощается до предела, чтобы облегчить ему задачу ее интерпретации.
8. После года начинается постепенное усложнение синтаксического строя вашей речи, адресованной ребенку.
9. Имеет свою специфику и лексика, используемая при общении с детьми. В большинстве семей традиционно существует специальный лексикон, ориентированный на ребенка. Это сравнительно небольшой репертуар слов, предназначенный для общения с ребенком. Большая часть слов относится к разряду звукоподражаний : АВ-АВ или ГАВ-ГАВ (о собаке, КАР-КАР (о вороне, МЯУ (о кошке, КУ-КА-РЕ-КУ (о петухе, КВА- КВА (о лягушке, МУ (о корове, МЕ-МЕ (о козе, БЕ-БЕ (об овце, ХРЮ-ХРЮ (о свинье, ПИ-ПИ (о мышке, ГА-ГА (о гусях).
Звукоподражательная основа слов облегчает ребенку их усвоение и запоминание. Такие слова содержат звуки, легкие для произношения, и представляют собой часто соединение двух одинаковых слогов. При этом слоги произносят с одинаковым ударением, нет преобладания одного из них как ударного
Но! Наряду со звукоподражаниями используйте правильный вариант слова.
10. Речь матери, обращенная к малышу, должна быть богата по интонационной окраске. При разговоре со своими малышами старайтесь интонационно богато окрашивать свою речь, так как общение с ребенком в начальный период его жизни происходит прежде всего на эмоциональном уровне и недостаток эмоций губительно сказывается на развитии малыша. Дети в раннем возрасте необыкновенно чутки к интонации.
11. Имеет особенности и содержание речи матери, обращенной к малышу, — она говорит исключительно о том, что происходит сейчас, здесь и является объектом непосредственного восприятия. Если речь идет о прошедших или о будущих событиях, то они так или иначе включены в наблюдаемую ситуацию. Эта включенность в ситуацию помогает малышу легче понимать обращенную к нему речь и адекватно на нее реагировать.
12. Повторяйте многое из сказанного ребенком, корректируя эти фрагменты в звуковом и грамматическом отношении. Повторяя, расширяйте высказывания ребенка, вводя в них дополнительные компоненты, помогая достраивать фразу.
Так мать учит ребенка языку, при этом важную роль играет некий образец в речи самой матери.
(По материалам книги С. Н. Цейтлин «Лингвистика детской речи»)