Стрельникова Людмила
Консультация для родителей «Роль коммуникативных игр в период адаптации в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Сказка»
Консультация для родителей
«Роль коммуникативных игр в период адаптации в ДОУ"
«Для любого ребёнка игра – способ познания мира и своего места в этом мире.
Именно в игре ребёнок растёт и развивается как личность, приобретает навыки общения и поведения.
В игре ребёнок берёт на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которого сохранились в его опыте»
Публикация «Консультация для родителей „Роль коммуникативных игр в период адаптации в ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры в период адаптации
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Поступление в детский сад – сложный этап в жизни любого малыша. Резкий переход ребёнка в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям.
Внутреннее благополучие ребёнка, перешагнувшего порог новой группы детского сада в руках педагога.
И здесь особого внимания требует психологическая атмосфера в группе: ощущение тепла, защиты, ласки, возможность приятного физического контакта, индивидуальный подход.
Для того, чтобы коммуникативные трудности не закрепились, и ребёнок не потерял веру в себя, легко адаптировался в среде сверстников, мы оказываем систему помощи, которая способствует «вживанию» ребёнка в группе. Подобранный практический материал «Первые минутки в детском саду» (сюрпризы, игры – минутки, коммуникативные игры) это и есть удачные находки для гибкого вариативного диалога с детьми.
Коммуникативные игры наиболее простой и эффективный способ развития навыка общения у детей дошкольного возраста.
Цель коммуникативных игр в младшем дошкольном возрасте:
Научить детей видеть друг друга и воспринимать субъектность другого ребёнка, видеть в сверстнике не соперника по борьбе за право обладания игрушкой, а партнера по игре;
Развивать активный и пассивный словарь детей;
Развивать умение слушать собеседника, желание ребёнка вступать в контакт с окружающим.
Коммуникативные игры делятся на :
Игры, обучающие взаимодействовать друг с другом – игры с простыми правилами, игры в парах, хороводные игры, игры с мячом;
Игры для развития и обмена эмоциями – игры – забавы;
Игры, развивающие активный и пассивный словарь – пальчиковые игры.
Основная часть игр даёт детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Каждая игра повторяется по несколько раз, чтобы дети запомнили слова песенок, правила игры.
Дети раннего возраста любят повторение. Знакомые игры воспринимаются ими легче. Они выполняют их с большим интересом и радостью.
В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают свой внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.
Вот некоторые из таких игр:
«Назови себя»
Цель: учить представлять себя коллективу сверстников.
Ход: ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.
«Раздувайся, пузырь»
Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания.
Ход: дети стоят в кругу очень тесно — это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад — «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:
Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся!
Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).
«Доброе животное»
Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы — одно большое, доброе животное.
Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!»
Вдох — все делают шаг вперед. Выдох — все делают шаг назад.
Вдох — все делают 2 шага вперед, выдох — все делают 2 шага назад.
Вдох — 2 шага вперед, выдох — 2 шага назад. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д.»
«Ау!»
Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.
Ход: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Комментарий : игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.
«Ласковое имя»
Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.
Ход: Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную палочку”). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля и т. д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.
«Кто к нам в гости пришёл?»
Цель: учить детей переключать свое внимание с себя на окружающих, брать на себя роль и действовать в соответствии с ней.
Ход: В начале игры ведущий объясняет детям, что сейчас они будут встречать гостей. Задача детей - угадать, кто именно пришел к ним в гости. Из числа детей ведущий выбирает игроков, каждому из которых дает определенное задание - изобразить животное. Делать это можно посредством жестов, мимики, звукоподражаний. (Игрок, изображающий собаку, может "помахивать хвостиком"- махать сзади рукой и лаять и т. д.). Игроки, изображающие животных, выходят к детям-зрителям по очереди. Зрители должны догадаться, кто именно пришел к ним в гости, приветливо встретить каждого гостя и усадить его рядом.
«Замри»
Цель: развитие навыков волевой регуляции.
Ход: Дети прыгают в такт музыки (ноги вместе – в стороны, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бёдрам) Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, в которой их застала пауза. Если кому то из участников не удалось, он выбывает из игры. Играют до тех пор, пока останется лишь один участник.
«Солнышко»
Цель: развитие навыков волевой регуляции.
Ход: Ведущий (взрослый) поднимает вверх правую руку и предлагает всем опустить ладошку на его руку по кругу и громко сказать: «Здравствуйте!». Этот ритуал помогает настроить участников на игру и без особого труда построить их в круг.
«Весёлый паровозик»
Цель: Знакомство с группой, друг другом.
Ход: Дети знакомятся с группой, путешествуя по ней на «паровозике» : первый ребенок с рулем, под мышки у него пропущена веревка, концы которой держит идущий последним воспитатель. Дети находятся между двумя веревками, за которые при необходимости можно держаться.
«Солнечный зайчик»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Ход: Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, руки, ноги. Он забрался на животик, погладь его там. Солнечный зайчик любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись.
«Ладушки»
Цель: развитие межполушарных взаимодействий.
Ход: Напомните детям потешку:
Ладушки, ладушки! Где были? — У бабушки. Что ели? — Кашку. Что пили? — Бражку.
Пусть ребята сядут друг напротив друга, образуя пары, и перекрестно хлопают в ладоши, проговаривая слова потешки.
«Сорока-ворона»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Ход: Сорока-ворона кашу варила, Сорока-ворона деток кормила. Этому дала, и этому дала, И этому дала, и этому дала. А самому маленькому Из большой миски да большой ложкой. Всех накормила!
Дети сидят в парах, проговаривают слова потешки и по очереди массируют друг другу пальчики правой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, а в конце потешки поглаживают друг у друга ладошки.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы играя, дети могли себя чувствовать раскрепощённо со своими сверстниками.
Ведь игра помогает ребёнку во всём.
Чтобы он мог развиваться здоровым и быть разносторонне развитой личностью.
В период адаптации, игры помогают ребёнку отвлечься и преодолеть трудности.