екатерина карташова
Консультация для родителей «Родительская любовь: как ребенок ее воспринимает?»
▼ Скачать + Заказать документы
У каждого человека периодически возникает состояние, когда часами, днями он не хочет ни с кем говорить, общаться, чувствует усталость, раздражение и хочет остаться наедине с самим собой. И вы в этом отношении не исключение. Лучше такие часы пережить с самим собой, чем принуждать себя к «необходимому общению» с ребёнком. Если вы в таком состоянии вышли погулять с ребёнком, ему вряд ли удастся даже самыми сердечными рассказами привлечь к себе внимание…Играйте, гуляйте с ребёнком тогда, когда вы действительно настроены общаться с ним. Время, проведённое с сыном или дочерью только по родительскому долгу, приносит мало радости обоим.
Публикация «Консультация для родителей „Родительская любовь: как ребенок ее воспринимает?“» размещена в разделах
Иногда родителям бывает трудно сообразить, о чём говорить с ребёнком, чем заняться с ним. Если вы уделите ему внимание искренне, то можете не волноваться, он сам за вас решит эту проблему.
Начнём с разговора, как с самой привычной формы общения взрослых. Дети вообще очень интересуются своими родителями, им хочется узнать, что вы делаете, когда не бываете с ними.
Вам, наверное, тоже интересно, что делает ребёнок в детском саду, в школе, с кем он дружит, что его волнует, что он думает о жизни. Уверен, что вы узнаете много нового друг о друге, почувствуете, что стали ближе. Больше разговоров дети любят дела. Вы собрались чем-то заняться вместе с ребёнком. Возможно несколько вариантов.
Вы предлагаете ребёнку подключиться к выбранному вами занятию. Например, берёте его с собой на рыбалку, в поход, в мастерскую, приглашаете (но не настаиваете) присоединиться к уборке квартиры, приготовлению пи щи и т. п. Участвуя в ваших делах, ребёнок познаёт мир и занятия взрослых. Если вы сумели найти общий язык с ребёнком, согласовать действия, даже самая тяжёлая работа станет для него большим удовольствием. Главное – не задавить ребёнка своим авторитетом, опытом, «мудростью», оставить ему место для инициативы, творчества, возможности ошибаться. Последнее особенно важно, так как упрёки, если он что-то делает не так, как надо, сразу отнимают у ребёнка желание заниматься сообща с вами. Конечно, трудно удержаться от наставничества. Однако вам незачем волноваться из-за несовершенства своего ребёнка. Во-первых, он растёт и развивается, учится на своих ошибках сам. Во-вторых, если он был бы безупречным, он не был бы вашим ребёнком (вы-то, наверное, не считаете себя совершенством).
Вы вместе с ребёнком решаете, что делать, сообща придумываете интересное занятие. Тут главное, чтобы выбор был в равной мере предпочтителен для обоих, иначе один из вас будет чувствовать, что делает сто-то ради другого, хотя намеривался и сам лично получить удовольствие от выбранного занятия. Принятие решения должно быть демократично от начала до конца. Это непростое дело! Дети, да и вы тоже, должны научиться находить общее решение без ущерба кому-либо. Варианты совместных дел могут быть самые разнообразные: от прогулки на лодке до разыгрывания спектакля в домашнем кукольном театре. Для многих семей выбор общего занятия становится истинным откровением, ориентиром, как общаться, как проводить время вместе. Считаю, что, скажем, еженедельный совет семьи по вопросу, что делать в воскресенье, улучшает жизнь семьи вообще.
Вы подключаетесь к детской деятельности. Например, принимаете роль игрового партнёра ребёнка. В этом случае вы подчинены ему и логике самой игры. На время вы не родитель, а равнодушный участник игры.
Если первые два варианта мы достаточно часто встречали в семейной жизни то о третьем этого не скажешь. До недавнего времени детская игра вообще считалась чепухой, на неё мало обращали внимания как родители, так и педагоги: «Эта детская забава, пусть они ею и занимаются». Только в середине XX столетия психологи стали изучать игру и рассматривать её как важный фактор психического развития ребёнка. Теперь мы знаем, что игра в жизни детей имеет столь же большое значение, как во взрослой жизни – общение, творческая работа. Игра – это детский способ осмысления окружающего мира, включения в мир взрослых. Играть с ребёнком – это не значит стать маленьким, забавляться. Участвуя в совместной игре, вы поймёте, чем занимаются ваши дети, что их волнует.
Итак, вообразим, что вы решили попробовать. Получили роль шофёра, везёте детей – кукол дочери – в зоопарк, потом идёте в гости, путешествуете по реке. «Изнутри» детская игра кажется значительно серьёзнее, глубже. В ней развёртываются настоящие жизненные драмы, решаются проблемы. Она имеет глубокий смысл, о котором мы часто и не подозреваем. Поэтому совместная игра – это один из лучших способов узнать, что волнует ребёнка, как он воспринимает окружающих людей, в том числе и вас.
Попробуйте хотя бы так. Поиграйте в семью. Возьмите себе роль ребёнка, а ребёнок пусть будет отцом или матерью. Хотя фантазия ребёнка чрезвычайно богата, то, во что он обычно играет, мало выходит за рамки опыта, полученного в семье. Прислушайтесь, что он (она) говорит, будучи родителем, как общается с «ребёнком» - ласково или сердито, грубо, назойливо, - и вы увидите себя в своём наследнике как в зеркале. Уверен, многое вас удивит и заставит задуматься.
Кроме этой личной выгоды в игре, у вас есть прекрасная возможность показать ребёнку, что вы сами чувствуете, общаясь с ним, какое его поведение вас будоражит. Вы даже можете несколько корригировать поведение ребёнка во время подобной игры. Например, что-то в его поведении вас выводит из терпения. Скажем, по утрам, когда нужно спешить, хотя вы заранее договорились, как будете действовать, ребёнок пренебрегает этим и начинает по разным поводам капризничать. Вечером сыграйте его поведение как можно образнее, пусть он сам в роли отца или матери попробует справиться с этой ситуацией. Может быть, ребёнок в игре, в спокойном состоянии иначе посмотрим на своё поведение и поймёт, почему родители не слишком вежливо обходятся с ним при таких обстоятельствах. Однако чрезмерно увлекаться подобными «примерами» психологической коррекции не следует – вы можете стать для ребёнка непривлекательным партнёром. В первую очередь игра – это обоюдное удовольствие. И не забывайте, что в игре лидер и авторитет – ребёнок, а вы – робкий ученик. Не переступайте границ своих полномочий.
Все три варианта общения с ребёнком имеют свои положительные стороны. Каждый из них желателен или необходим для полноценного общения.
В первом варианте, когда вы включаете ребёнка в свою деятельность, он приобщается к миру взрослых, чувствует свою значимость, учится придерживаться определённых норм поведения не потому, что вы так хотите, а потому, что таковы требования самой деятельности.
Во втором варианте, когда вы сообща решаете, что делать, как выбрать то, что всем нравится, ребёнок учится общаться на равных.
В третьем варианте, когда вы включаетесь в детскую деятельность, вы сами учитесь понимать ребёнка, а ребёнок в совместных играх, где он играет первую скрипку, испытывает чувство собственной значимости.
Во всех случаях, если ребёнок получает удовольствие от совместного общения, он чувствует, что вы его любите, и сам начинает испытывать к вам более тёплые чувства.